Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
Это страшное слово-тирания
История о том, как не надо захватывать власть!
Жил да был на свете город. Он ничем не отличался от других городов и имел собственные проблемы, которые мало отличались от тех, которые волновали жителей других населенных пунктов мира. Власть имущие хотели подгрести под себя как можно больше этой самой власти, богатые хотели стать еще богаче, а те, кому повезло меньше, хотели просто не умереть от голода и непосильного труда. Словом, все как обычно. Вот только в этот город однажды прилетел Дракон. Он быстро подавил сопротивление жителей и стал владеть городом.
А чтобы было легче управлять он привлек к руководству городом людей. По странному совпадению это оказались те самые богатые и «власть имущие», они с легкостью приспособились к правлению Дракона. Приспособиться им было не так уж трудно потому что подобно многим представителям своего племени этот ящер умел оборачиваться человеком, а любил он больше всего богатство и власть, как и они. А чтобы легче было управлять городом и его окрестностями Дракон придумал Законы. И были те Законы столь жестоки, что говорили про них будто написаны они человеческой кровью. А когда Дракон то ли исчез, то ли окончательно слился с людьми, Законы Дракона стали поддерживать уже люди, стоящие у власти. И жил Город по этим Законам много веков.
Вот такая получилась грустная сказка. И никаких благородных героев, убивающих дракона и спасающих жителей города. Точнее герои были, но они, как и во вьетнамской сказке победив дракона сами становились драконом. А еще эта история чистая правда и произошла она в действительности, ну разумеется с поправкой на всяческие сказочные красивости. И дракон был, и жестокие законы он издавал, и даже знать города его полностью поддержала. Словом, все как в сказке! Произошла эта история двадцать семь веков назад, в городе под названием Афины.
Когда в 630 г до н.э. бывший олимпийский чемпион по имени Килон решил стать царем-тираном Афин и попытался захватить власть правители этого города наконец то поняли что-то не так. После этого они крепко задумались, в процессе размышлений они поняли, что жить по-старому уже не получится надо что-то менять. А поскольку самой насущной проблемой было противостояние между крестьянами и крупными землевладельцами-аристократами, то надо было разбираться с ним. Пока оно не вылилось в бунт, который «бессмысленный и страшный» не только в России.
Причинами этого противостояния стало массовое обнищание мелких землевладельцев и превращение их в полностью зависимых от хозяев земли батраков, работающих на некогда своей земле за долю урожая. Одной из причин этого стало отсутствие писанных законов. Судьи осуществляли свою деятельность на основании устной традиции. Носителями и хранителями традиции были те самые крупные землевладельцы-аристократы, судьями, кстати, были тоже они. Думаю, что про размеры злоупотреблений даже говорить не стоит. Вот с записи законов «отцы города» и начали решение назревающей проблемы.
В это время шесть из девяти высших чиновников афинского государства – архонтов, занимались различными судебными делами, из их числа и было решено назначить того, кто составит первый свод законов города-государства Афины. Разумеется, он трудился не один, но история не сохранила имен остальных участников составления кодекса афинских законов. Осталось только имя их руководителя – архонта-фесмофета Драконта, в другом прочтении этого греческого имени Дракона. Законы же, записанные под его руководством со временем, стали называть «драконовские законы».
Свод законов под редакцией Драконта был «издан» во время, когда первым архонтом был Аристехем, то есть в 621 году до н.э. К сожалению, как и многое другое, полный текст этих законов затерялся в пучине времени. Изначально сборник законов Дракона был вырезан на деревянных табличках, которые со временем пришли в негодность. Да и сами законы просуществовали не слишком долго, во время архонства Солона, большая их часть была заменена на новые. Очень долго применялись лишь те из них, которые касались убийства.
В конце V в. до н. э. афинское народное собрание вынесло решение перенести с уже обветшавших деревянных табличек еще действующую часть кодекса Драконта на камень, фрагменты этой копии дошли до нас.
Кроме того, сохранились упоминания о законах Драконта в произведениях более поздних авторов. Но полного представления о том, что содержалось в этом сборнике законов они не дают. Не знаем мы также записал Драконт в виде законов уже существовавшие традиции или же внес что-то новое. Так что же нам известно об этих законах?
Разумеется, главным новшеством было то, что они были записаны, и каждый умеющий читать мог в них попробовать разобраться, не прибегая к помощи хранителей-толкователей. Кроме этого было дано четкое разделение убийств на совершенные преднамеренно, непредумышленные, совершенные при самозащите, произошедшие в результате несчастного случая и случайные, во время спортивных состязаний. Отдельно рассматривались убийства соблазнителей жен, сестер и дочерей.
Согласно религиозным воззрениям древних эллинов души убитых незримо блуждают среди ближайших родственников и среди других сограждан требуя отмщения. Пока оно не наступило от душ людей погибших насильственной смертью стоит ждать всяческих пакостей. Они могут, оставаясь незримыми душить сородичей, а могут и наслать на город мор и прочие неприятности. Поэтому важной задачей родственников и государства было совершить должное погребение убитых, а затем найти убийцу и покарать его.
И тут следует вспомнить об обычае характерном для всех обществ едва преодолевших родоплеменную стадию развития. Кровная месть, большая заслуга Драконта состоит в том, что в своих законах он сделал все возможное на тот момент для борьбы с этим пережитком времен дикости человечества. Отныне самосуд был запрещен. Ответственность за убийство ложилась только на совершившего, а не на всю семью, как раньше. Если был тот, кто подстрекал к убийству, он тоже подвергался наказанию.
Делами по обвинению в умышленном убийстве занимался ареопаг. Делами о непредумышленном убийстве – судьи, которых называли эфеты. Их выбирали из «лучших людей», достигших возраста пятьдесят лет. Они же вели процессы о «справедливом убийстве», таковым считалось убийство человека, ранее приговоренного к смертной казни и скрывающегося от правосудия, убийство в целях самообороны, убийство любовника жены и нечаянное убийство во время занятий спортом. Наказания за совершение «справедливого убийства» не предусматривалось, надо было только совершить соответствующие религиозные обряды, что подчеркивает тесную связь закона с религией. Суды проводились не в помещении, а под открытым небом, находиться под одной кровлей с убийцей было нарушением религиозного запрета.
«...в Фреатто, у моря, на границе Аттики, эфеты судили тех, кто, находясь в изгнании за убийство, обвинялись в совершении там нового убийства. Эти люди не могли ступить на аттическую почву и потому должны были оправдываться с лодки. Если обвинение подтверждалось, то их временное изгнание превращалось в пожизненное.
Но наиболее интересен самый древний суд, в Пританее. Здесь судили, как в глубочайшую старину, царь и цари фил — филобасилеи. Судили они животных, камни и металлические орудия (ножи, топоры, мечи) по обвинению в убийстве. Если вина была доказана, то животное убивалось, а неодушевленные преступники выбрасывались за границу Аттики...» Лурье С.Я.
Законы Драконта совсем не зря считали жестокими, их разделы, посвященные другим преступлениям, например, наказания за воровство, дошли до нас только в пересказе других авторов, но видно, что наказания предусмотрены весьма суровые. Так смертная казнь грозила: за святотатство или осквернение святынь, за кражу храмовой собственности, за поджог. По меркам античности это все – очень серьезные преступления, особенно всяческое оскорбление богов. Но одновременно смерть грозила за кражу полевых плодов и овощей с огорода, а также другое мелкое воровство. Легенда приписывает Драконту слова: «Малые преступления заслуживают смертной казни, а для больших я просто не выдумал более сурового наказания». Античные авторы знакомые с полным текстом Драконтовых законов считали их чересчур жестокими.
«...Ничего особенного, что заслуживало бы упоминания, в этих законах нет, разве что суровость их вследствие величины наказания». «Афинская полития» Аристотель
«Кровью, а не чернилами были законы Драконта написаны». Демад, афинский оратор и политик
И все-таки законы Драконта были огромным шагом вперед, они стали предвестником полноценного перехода от родоплеменного строя к рабовладельческой демократии.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье
"ИСТОРИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ" В. П. Бузескул
Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
Это страшное слово-тирания
История о том, как не надо захватывать власть!