Болеем.
Вот что писал о состоянии общества и церкви святитель Игнатий почти 150 лет назад: «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе: кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индефферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу!»
Если посмотреть на сегодняшнее состояние нашего общества и нашей церкви, то можно увидеть, как глубоко поразили всех эти недуги, а если присмотреться к себе, то опасные симптомы можно найти и в своей душе. Если говорить об обществе, то и так все видно, да и неблагодарно: скажут, на себя посмотри. Если говорить о церкви, то тут подмена и лукавство: некоторые безбожники считают себя вполне верующими, а верят только в деньги и власть.
Деистов (это те саддукеи, что в ад не верят, а считают, что зло уравновешивает добро, и проповедуют добрые дела «сами по себе», без скорбей и тесного пути) сегодня достаточно. Это на данный момент тренд, главное направление, вполне современное. Были бы добрые дела, а там Господь милостив, живи как хочешь... Мы и сами порой соблазняемся добрым делом, лишь бы не на Крест себя любимого. Что тут говорить, слаб человек.
Протестант – это тот, кто считает, что Бог любит и благоволит к избранным. И очень важно к ним, этим избранным, их сегодня называют успешными, быть поближе. И приятно, и выгодно. Раз у них все хорошо, значит, Бог им помогает. Вот и надо шагать в ногу. А скорби, подвиги, лишения – неудачникам. Все просто. Наверное, ко многим закрадывались подобные мыслишки. В так называемых православных журналах сегодня сплошь такие проповедники. Главное стать успешным, и тогда столько добра натворю, мало не покажется.
Индифферентисты – это те, которые, как правило, устали становиться успешными и разочаровались и в себе, и в людях, во многом и в Боге, только пока этого не знают. Устали верить, устали скорбеть, устали подвизаться. Тут тоже хорошая отговорка: «я человек слабый». Вот и жалеем себя, а на самом деле это тихая ненависть равнодушия к себе, к людям, к церкви, к Небу. За усталостью и равнодушием завтрашнее неверие. Упаси, Господи!
Раскольники – это не те, что патриарха не принимают или не поминают, или в какие-то еще крайности вдаются. Этим, бедным, только крайности и остаются. Настоящие раскольники – это те, которые сами идут в новую псевдоцерковь, где всем есть место: и католикам, и сектантам, и мусульманам с иудеями. Все, как они думают, Богу служат, а пролитая кровь мучеников за чистоту православия – это всего лишь историческое недоразумение. Таких сегодня все больше. Сами идут и других за собой тянут.
Если раскольники, то есть староверы 19 века, почти все выродились (а какая сила была на протяжении столетий), то и новые раскольники рано или поздно перестанут быть верующими, да и перестают уже, по-другому не бывает, вера только в Церкви, а Она одна. Да и мысль о всеобщем боге очень соблазнительная. При таком боге всем хорошо. Ни войн, ни разделений, ни соблазнов. А то, что Спаситель сказал о том, что должно прийти соблазнам, – это ведь было давно. Мир изменился.
Видите, прошло сто и пятьдесят лет, как святитель описал эти болезни, а мир не изменился, во всяком случае в лучшую сторону. Недуги распространились весьма. Вот поэтому так важно видеть в себе эти симптомы, чтобы вовремя принять врачевание скорбями, покаянием и смирением. Упомянутая фраза святителя заканчивается такими словами: «Заметно, что ныне всем, желающим спастись, посылаются скорби». На них и надежда...