Доброго дня всем. Вот уже какую неделю мы сидим на карантине, а ученики школ учатся дистанционно. Кто со слезами, а кто и с удовольствием. Я же поймала себя на мысли, что радуюсь, что меня миновала чаша сия, пресловутое дистанционное обучение. Полгода назад я ушла из школы и с тех пор скучаю только по двум вещам: по английскому языку и подготовке к урокам. Как ни крути, даже если занимаешься дома, в школе намного больше практики. Плюс я готовилась к CAE, а это ой как тренирует мозг. Ну и подготовка к урокам мне очень нравилась. Я из тех шизофреников, которым не жаль денег на материалы/карточки/бумаги/пособия/презентации и кучи времени на это. Часто любила задумываться, как лучше дать ту или иную тему, какие карточки и упражнения пойдут, а какие не очень. Что же пошло не так? Рассказываю.
Я устраивалась в школу изначально потому, что мне нужна была стабильность. Пусть небольшой, но свой доход. Плюс график работы позволял комфортно забирать ребенка из садика. Я "сдула пыль" с диплома и принялась искать вакансии "Учитель английского языка". Удивительным образом выяснилось, что практически все школы сидят на сайте Суперджоб. Видимо, потому что он бесплатный. Здесь я получила два отклика. В одном на собеседование приглашали прям завтра. Залезла на сайт школы- ничего необычного. Школа как школа. Съездила. Сразу на пороге канцелярии предъявила диплом о педагогическом образовании, без него просили не приезжать. Далее меня пригласили к директору. Та мельком глянула в диплом, потом посмотрела на меня, заявила, что "она мне нравится, оформляйте". И я пошла оформляться. Сразу оговорюсь. Дело было 31 августа. А уже 3 сентября я должна была выйти в школу на 2 и 3 классы. Я на самом деле распереживалась, т.к. до этого работала, в основном, на курсах, со взрослыми и сознательными людьми. А здесь ребятишки. Маленькие. Но мне сказали "справишься, ничего тут страшного нет, дети же...". Вышла, отработала первый день. Дальше втянулась. А потом потихоньку я начала вникать в школьный маразм, который крепчал все сильнее. В итоге что получилось:
1. Нельзя ничего советовать приобрести. Сами слова "купить" или "приобрести" это табу. Иначе по закону о коррупции тебя уволят. И могут уволить по статье за вымогательство. И не важно, что школа не в состоянии обеспечить рабочими тетрадями 216 человек моих учеников каждый год, а эти тетради им объективно нужны. Нельзя. Точка. Вспоминаю панику старших коллег, когда почти во всей параллели классы, по решению родительских комитетов, закупили рабочие тетради. Они пищали и заламывали руки. А завучи запрещали упоминать рабочую тетрадь в электронном дневнике. Почему?-Потому что. Запрещено. Не имеем права. Вы же не хотите вылететь? Я просила показать мне документы, где черным по-русскому было написано " нельзя, иначе уволены". Никто не смог вспомнить, где это прописано. Но боялись все.
2. Первый год не запрещали писать замечания детям красной ручкой. Потом и до нашей школы дошел маразм "это же шок для бедных дитачек", замечания красной ручкой, ай-яй-яй, низзя. А то, что "дитачка" в третьем классе на уроке могла сказать слова " *ер", "*опа", и это было самое безобидное, никого не волновало. То есть для ребенка получить замечание за использование обсценной лексики на уроке- психологическая травма, а для учителя выслушивать ту же лексику на уроке- нет.
3. Я работала в районе, где школ был дефицит. Соответственно, в уже существующие школы набивали по 38-40 человек в класс. И таких классов нашу школу заставили набрать аж 11 штук! Естественно, что группы на английском были большие, т.к. класс просто делили пополам. На всех курсах, если это грамотно построенное обучение, в группе 6-8 человек максимум! А тут их 19! И здесь не миновать жалоб на то,что ты ничему не учишь, что это за учительница, мой сын/дочь ничего не понимает, бла-бла-бла... Лично для меня самым обидным в данной ситуации было то, что отстающим ребятам я предлагала заниматься после уроков. Просто так. Не за деньги. Я сама ходила за этими ребятами, передавала записки родителям... Но дошли они ровно два раза и то, когда я за ними пришла! Всё. Дальше находились любые сверхважные дела, но ко мне никто больше не пришел. С тех пор я не предлагала помощь отстающим, т.к. это было бессмысленно. Видимо занятия, за которые не надо платить деньги, ценными считаться не могут.
4. В первые две недели работы я получила жалобу на то, что вела уроки английского... на английском! Да! Оговорюсь, это был второй и третий класс. Элементарные слова, которые подкреплялись активной мимикой... Но родительница пошла и пожаловалась директору. А та прислала ко мне завуча и методиста, которые две недели подряд сидели у меня на уроках и умоляли не переходить на русский... А на второй год работы я получила жалобу от "адекватного папы" за то, что его сыну-отличнику я поставила две двойки. Одну за домашнее задание, вторую за словарный диктант. Заслуженно. Домашнего не было от слова совсем, а на диктанте из 10-и слов он вспомнил полтора...Естественно, ребенку было разрешено оценки исправить. Но в итоге меня вызвали к директору и хорошенько "оттянули", совершенно не слушая аргументов. Я взяла с собой все работы этого мальчика, разложила веером на столе и спросила, какую оценку поставили бы старшие коллеги. Ведь я, как молодой специалист, должна на них равняться... Директор не стала разбираться. Отодвинула от себя работы и дальше я узнала, что поступила "абсолютно некорректно". Что двойки в первый месяц директор лично на педсовете ставить запретила (не было такого), что дети должны адаптироваться после лета... Я заметила, что сегодня 27 сентября, сколько можно адаптироваться? Дальше мне просто было сказано исправить этому мальчику оценки. Он же отличник, да и папа у него "адекватный". Ну подумаешь, не готов, с кем не бывает. Вышла из кабинета я в абсолютном шоке. И поняла, что даже если ты адекватен и вооружен документами, это ничего не значит.
5. Так сложилось, что у меня заболел ребенок и следом за ним заболела я. Обычно с сыном сидела мама, но тут она уехала. И я отсидела полторы недели на больничном раз. Потом вышла на неделю, но заболела сама и еще на 10 дней. Конечно не специально, так получилось. И я не гуляла по больничным в прошлый год, всегда ходила на работу. А тут, когда вышла, узнала, что в дирекцию было паломничество родителей, которые жаловались на то, что нет английского. Точнее, он был, но один учитель на класс...И мне в приказном тоне было сказано что "переводитесь на воспитателя группы продлённого дня. Когда отболеет ваш сын- обратно в учителя перейдете. Или увольняйтесь, нам болеющий учитель не нужен". Я, естественно, "обрадовалась" такой перспективе и сказала, что мне необходимо подумать. Через неделю сказала, что для меня в переводе никаких плюсов нет, только минусы. И, если нет других вариантов, то я буду увольняться. Предложила доработать до и после нового года, пока найдут замену. До Нового года директор согласилась, а потом быстренько позвонила в отдел кадров и сообщила мне, что "замену мгновенно найдем, пачка резюме 5 см толщиной". Ок, думаю. Ну что поделать. Доработала. Собрала вещи, с детьми попрощалась и ушла. Нет, я не льщу себе и понимаю, что незаменимых людей нет. Но только замену так и не нашли. Я знаю, т.к. со многими коллегами поддерживаю связь. Было три кандидата, ни один в итоге не вышел. И отсюда вопрос: если ты директор, то одним из направлений твоей деятельности является работа с людьми (родителями) и возражениями. Неужели у бывшего учителя с 30-летним стажем работы не нашлось аргументов, чтобы успокоить родителей? Неужели нельзя было корректно и по-человечески поговорить? Тем более к тому моменту, как мне предложили понижение, вопрос с больничными был решен. Как и с тем, кто будет сидеть с ребенком. Но меня об этом даже спрашивать не стали. Просто указали на дверь. Школа от этого не выиграла, ребята не выиграли. Тогда к чему это все было?...
6. Как сказал один наш "замечательный" министр: "Хотите денег- идите в бизнес, а учитель- это призвание". Видимо, предполагалось, что призвание тебя и прокормит. И твоего ребенка. Кто-то скажет, что учителя хорошо получают. Можно неплохо получать, да. Но сначала отработай 10-15 лет, чтобы стаж накопился! Молодым специалистам платят около 30 тысяч минус подоходный. И это если нагрузка. Если ровно ставка, 18 часов, то платят и того меньше. Отсюда вычтем деньги на дорогу, питание, коммуналку. А потом еще бумагу, пленку для ламинирования (мы же хотим классные уроки, ага), ручки, тетрадки... Остается такой мизер, что смешно... И это при том что твоя работа не заканчивается, когда ты выходишь из школы и приходишь домой. Дома ты готовишься к урокам. И пишешь поурочные планы. И ламинируешь карточки. А еще ищешь материал на открытые уроки. И на внеурочную деятельность (кружки). И составляешь циклограммы. И составляешь план работ. И бла-бла-бла...
Сейчас я устроилась в кондитерскую управляющей и получаю в два, иногда в три раза больше. Скучаю ли я по школе? -Однозначно, нет. Скучаю по работе?-Да. Мне нравилось преподавать. Почему не пошла в другую школу, если люблю преподавать?- Изменились жизненные обстоятельства. И работа в школе стала мне не по карману... Зато теперь вечерами я занимаюсь делами семьи и своим ребенком, а не отчетами. Бывает, иногда приходит сожаление,что все получилось так... Немного бестолково. Тогда я говорю себе, что все к лучшему. А моим коллегам желаю сил и побольше адекватных родителей.
А что Вас раздражает в школе? Или, наоборот, есть за что школу похвалить? Поделитесь в комментариях, пообсуждаем. И, конечно, ставьте пальцы вверх, если статья понравилась. И подписывайтесь на канал.