Найти тему

Почему случился постмодерн? Часть 1. Премодерн

Скажу честно, мне не очень нравится современная парадигма мышления - постмодерн. Мне, человеку с религиозным мировоззрением, не очень-то уютно в таком мире. 

И не только мне. Вот автор ютуб-канала "Скрытый смысл" тоже рассказывает о постмодерне в таком тоне, что становится ясно - он не слишком доволен происходящим. Более того, мир традиционного мировоззрения ему милее, кажется, он хотел бы туда вернуться….

И здесь я хочу поспорить.

Да, постмодерн - та еще бяка. Он лишает жизнь - смысла, человека - ориентиров, искусство - содержания, человечество - перспективы…

Но случайно ли возникла эта беда? Нет ли в предыдущих парадигмах мышления критических изъянов, и породивших это несимпатичное нечто?

Так ли хороша будет наша жизнь, если мы вернемся к традиционному обществу? И можем ли мы вообще туда вернуться?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны выяснить, почему традиционное общество и модерн ушли в прошлое. И нет, ни масоны, ни жидорептилоиды, ни злая воля запада, мечтающего сокрушить Русь-матушку, в моей версии событий фигурировать не будут.

Общество до эпохи науки и прогресса было похоже на рай… Люди жили большими семьями, много общаясь между собой. Много времени проводили на свежем воздухе, много двигались… Все это крайне полезно, между прочим, я сейчас ничуть не шучу! 

Но главное - у них была четкая картина мира. Они понимали, где истина, что хорошо, а что плохо, что нарисовать на картине и про что петь песни.

Все блага премодерна - не заслужены людьми, а дарованы в готовом виде. Все здесь уже выбрано за тебя - религия, место жительства, профессия, спутница жизни… А человек существо такое, что свободный выбор - его суть. Преодоление привнесенных извне программ - инстинктов ли, традиций ли…

Я не берусь судить о том, что сдвинуло статичный мир традиции с накатанной колеи. Но мне думается, первичный импульс задало… христианство. 

Это сейчас оно обросло рушниками и куличами, ежегодным освящением яблок и праздниками в честь семейных ценностей (имею в виду день Петра и Февронии). А в начале 1 тысячелетия это была бомба, разносящая все духовные скрепы!

Послать нафиг иудейский синедрион со словами “судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?”, как это сделали апостолы? Да! Уверовать в преследуемую религию, ради нее вступить в конфликт с семьей, обществом и государством и закончить жизнь на плахе или на арене цирка? Да!

Уйти из человеческого общества напрочь и десятилетиями жить в пустыне, выжить там, достигнуть святости и в итоге завоевать уважение этого самого общества, как делали первые монахи? Да! А ведь изгнание из общины для человека эпохи традиции - страшная вещь. 

Большинство людей, составлявших христианскую общину на первых порах, были новообращенными. Они не родились христианами. Это был их сознательный выбор, сопряженный со смертельным риском. И тем не менее, они на это шли.

Все это стало возможным, потому что христианство обращается к самой сути человека. Христу не важно, кто ты - раб, или свободный, или римский гражданин, или знатный вельможа, воин или юная девица. Если ты в это поверил, то ты признал - внутри тебя есть свобода, которую ничем не уничтожить. Просто потому, что ты человек. Просто потому, что таким тебя создал Бог.

Так в этом мире появилась мысль о том, что человек - свободен, а эта свобода - ценна. И вся дальнейшая драма разворачивается вокруг человеческой свободы.