Перечень заслуг и званий адмирала Берга займет не одну страницу: академик, заместитель Министра обороны СССР, ученый с мировым именем, автор научных исследований по электронным ламповым генераторам и радиоприёмникам, радиопеленгованию и радиолокации, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем, основатель научно-исследовательских институтов и заводов…
Он действительно стоял у истоков зарождения многих новых дел. В том числе, Берга можно отнести к первопроходцам военного подплава. В 1919 году он служил у Бахтина штурманом на знаменитой подлодке «Пантера», потопившей в 1919 году английский эсминец «Виттория» (можно прочесть здесь), позже командовал несколькими подлодками.
Выпало на долю Берга и немало испытаний. Но он до конца своих дней оставался оптимистом и не терял чувства юмора.
- Контр-адмирал Берг, бывший контрреволюционер, - так он нередко представлялся, знакомясь с людьми, особенно женщинами, на различных мероприятиях.
«Контрреволюционером» Аксель Берг стал в возрасте 44 лет, пройдя к тому времени уже суровую школу жизни.
В 1932 году Берг был назначен первым начальником вновь созданного по плану военного кораблестроения Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС, с 1998 года – Научно-исследовательский центр связи ВМФ).
В 1933 году был награжден орденом Красной Звезды «за выдающуюся работу по техническому вооружению РККА и укреплению обороноспособности СССР». Конкретно – за руководство разработкой радиосистемы «Блокада-1».
В 1936 году коллектив НИМИС завершил разработку нового комплекса корабельной радиоаппаратуры «Блокада-2», включавшего 7 типов усовершенствованных радиопередатчиков и 5 типов радиоприемников.
Институт Берг возглавлял до момента своего задержания, произведенного в ночь на 26 декабря 1937 года.
Об обстоятельствах и причинах его ареста написано немало. В ряде публикаций утверждалось, что Берг был обвинен во вредительстве, которое выразилось в неоправданных затратах на НИР и ОКР по созданию новой техники. Высказывалось, в частности, мнение, что его арест был связан с событиями 1927 года. Берг отстаивал тогда идею использования на флоте не армейских радиостанций, а специальных, учитывающих особенности флота. Многие были против, считая это распылением сил и средств. Но Тухачевский поддержал Берга, и в 1934 году на флоте появилась новая система радиовооружения – было выпущено четыре типа радиопередатчиков мощностью от 50 ватт до 7,5 киловатт, которые работали на средних волнах в диапазоне от 250 до 1900 метров.
Надо сказать, что в целом материалы следственного дела № 39612-37, по которому проходил А.И. Берг, подтверждают эту версию, несмотря на преобладание общих расплывчатых формулировок о его контрреволюционной деятельности. После ареста он действительно обвинялся во вредительстве (статья 58-9 УК РСФСР), а также по трем другим статьям – 58-1 п. «б» (измена родине, совершенная военнослужащим), 58-8 (совершение терактов) и 58-11 (контрреволюционная организация) УК РСФСР. Но позже А.И. Бергу вменялись лишь две статьи Уголовного кодекса – «измена родине» и «контрреволюционная организация», в которую, кроме него, воображением следователей были включены начальник Службы связи штаба Морских сил РККА А.Н. Гриненко-Иванов, М.А. Крупский, племянник Н. К. Крупской, и др.
По версии следствия, все они являлись «участниками антисоветского военного заговора и в целях срыва снабжения и вооружения флота радиовооружением по заданиям иностранных разведорганов занимались контрреволюционной деятельностью»…
Дело по обвинению А.И. Берга, шитое белыми нитками, в суд передавать не решились. Оно было направлено на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР, которое прекратило дело дальнейшим производством за недостаточностью собранных улик.
28 мая 1940 года А.И. Берг оказался на свободе.
В годы войны инженер-контр-адмирал А.И. Берг возглавлял кафедру Военно-морской академии, был заместителем наркома электропромышленности, заместителем председателя Совета по радиолокации. Он внес большой вклад в развитие радиотехнического и радиоэлектронного вооружения, возглавлял программу по созданию советских радаров, занимался практической радиолокацией. В своем дневнике он сделал запись: «Радиолокация, радиолокация и еще раз радиолокация — вот что нужно сегодня. Особенно меня волнует положение на флоте. А чем можем мы похвастать? Станцией «Редут-1», установленной в начале 1941 года на одном из крейсеров Черноморского флота? «РУС-1», созданным еще в 1939-м? Ну, еще несколькими типами станций, в свое время бывших весьма совершенными. Все это уже устарело!»[1].
Наметившееся в этой области отставание, образовавшееся в том числе и по причине необоснованных арестов ученых, А.И. Берг пытался преодолеть, занимаясь в 50-е годы организацией научных исследований на постах заместителя Министра обороны СССР по радиоэлектронике и первого директора Института радиотехники и электроники.
[1]Цит. по: Помогайбо А.А. Оружие победы и НКВД. Советские конструкторы в тисках репрессий. М. Вече. 2004. с.211-213.