Только что я досмотрел фильм "Реинкарнация" Ари Астера. Заголовок такой не просто так. За свою недолгую жизнь я посмотрел много художественных кинокартин, посвященных жанру хоррор. И этот фильм вызвал во мне поистине ужасающие эмоции. Такого страха при свете дня (смотрел утром), я ещё не испытывал. Хочу поделиться с тобой впечатлениями и рассказать, какие кадры и сюжетные повороты вызвали во мне подобные эмоции.
Небольшое отступление, дальше будут спойлеры, поэтому, чтобы полноценно погрузится в механизмы страха фильма, сначала посмотри его, а потом уже возвращайся сюда. Если смотрел, то приятного чтения.
1. Кадр "Комната Питера Грэхема". Симметрия.
В начале фильма, мы видим интересный ход режиссуры фильма, когда зрителю сначала показывают макет дома (впоследствии мы узнаем, что подобные макеты и этот дом сделала Энни (мать детей)), а потом показывают и сам дом, в котором живет семья Грэхем. Подобный прием создает ощущение, будто бы за всеми главными героями в их пристанище кто-то следит.
Кадр из кинофильма "Реинкарнация"
Справа от основного элемента кадра "зелёной комнаты", мы видим другие помещения в доме. Таким образом, чуть позже, мы поймем, что дом полностью соответствует этому макету, и все события сконструированные в "маленьком домике" переходят в реальную жизнь.
В данном эпизоде фильма, мы замечаем звуковой прием, который использовали в фильме "Синистер". Звуки сломанной кассеты на повторе с искаженным изначальным звуком. Чем ближе макет дома, тем интенсивнее и громче становится звук. Это усиливает напряжение.
И вот мы оказываемся в комнате сына семьи - Питера Грэхема, которому нужно собираться на похороны покойной бабушки, что и видим в следующем кадре ниже.
Состояние необъяснимой тревоги усиливается благодаря частой симметрии в кадре, когда главные герои фильма попадают в "квадрат симметрии". Также, на ощущения влияет ракурс съёмки, так как камера не двигается и часто снимает всю эпизодическую локацию целиком.
После похорон, мы попадаем в гостиную семьи, где снова замечаем симметрию.
2. Механизм страха второй. Семиотика - повторяющиеся знаки в фильме.
Ещё в самом начале фильма, когда Энни очень неискренне произносит свою речь в память усопшей матери, мы видим на её шее украшение с необычным символом.
Такое же украшение, мы видим у бабушки:
Скорее всего, это намек на генетическую предрасположенность к психологическим расстройствам. Ведь позже, мы узнаем, что главная героиня фильма страдает от тяжелой формы "лунатизма" и однажды чуть не сожгла детей во сне. К тому же, от психологических заболеваний страдали родители Энни. Давайте посмотрим, в какие ещё моменты, мы видим этот знак в фильме:
Второй раз мы видим этот знак на столбе у дороги, когда Питер Грэхем (сын Энни) едет на вечеринку с сестрой. Могу предположить, что присутствие знака в этой сцене подсказывает нам о дальнейших событиях фильма, когда из-за несчастного случая погибает дочь Энни - Чарли Грэхем. Сцена смерти Чарли очень жуткая, к слову.
В третий раз, мы видим знак в финальной стадии фильма, когда Энни приходит к своей "новой" подруге Джоан за помощью, ведь она и посоветовала главной героине вызвать дух дочери - Чарли Грэхем. Прикреплю фотографию подруги ниже, если вы её не вспомните.
Сцена выше, говорит нам о том, что Джона уже наложила проклятье на Питера Грэхема - сына главной героини. Данная сцена является предупреждение о том, как закончится фильм.
Когда Энни не застает свою "новую" подругу, она решает уйти, но видит коврик.
Энни охватывает неописуемый ужас, так как она понимает, что такой же коврик её мама подарила всей семье Грэхем, в том числе ей. Она в страхе отправляется домой, осмотреть мамины вещи. И что она там находит? Коврики. На одном из таких мы снова видим этот знак.
Только на одном из двух ковриков, мы видим этот знак. И на этом коврике имя Чарли Грэхем - дочери Энни, погибшей при жутких обстоятельствах на дороге ПОСЛЕ ТОГО, как знак появился на столбе, о чем мы говорили выше. Из сюжета фильма мы знаем, что мать главной героини много времени уделяла Чарли. Также, учитываем, что мать Энни слабоумная женщина, верившая в культ перерождения. Соответственно, весьма вероятно, что бабушка Чарли выбрала её в качестве жертвы для обряда, проходившего в конце фильма. Данная мысль ужасает кроме всего прочего.
3. Третий механизм страха. Кто выкопал бабушку? Энни сошла с ума?
Стиву Грэхему звонят и сообщают, что могила его свекрови осквернена. Её выкопали и забрали. Найти не могут. Стив не рассказывает об этом жене - Энни Грэхем, дабы не создавать панику. Этот эпизод откладывается у него в голове, но он не придает этому особого значения, хотя это важно.
Позже, на фоне происходящих в фильме событий у Стива появляются сомнения в адекватности и честности своей жены. Каждый вечер, она куда-то уезжает, говоря, что едет в кино. Его опасения подтверждаются, когда одним вечером Энни приходит слишком поздно. Стив понимает, что его жена ни разу не была в кино. Но он не знает точно, где она пропадала все это время.
По сюжету фильма, мы знаем, что Энни посещает сеансы групповой терапии для людей, потерявших близких. Соответственно Стив не зря сомневается, но его догадки пока упираются только в то, что Энни не ходит в кино.
В один из вечеров, он заходит в мастерскую к жене и видит, как она создает макет с места событий аварии, в которой погибла Чарли - дочь семьи. Стив все больше убеждается в неадекватности жены и, также, убеждается в её странном поведении. Он принимал её лунатизм и некоторые неадекватные рассуждения, но это уже перебор. В этой комнате Стив впервые вспоминает про оскверненную могилу.
Кульминацией вышесказанного становится сцена, когда Энни сообщает Стиву о трупе своей матери, который она нашла на чердаке дома. Стив в изумлении от услышанного спрашивает у своей жены "Энни, это ты выкопала труп?". Главная героиня отрицает вину и честно рассказывает о своих походах на сеансы групповой терапии. Но. Есть одно, но.
Услышав эту фразу, у меня возникла мысль, усилившая мое опасение. Неужели все таки Энни выкопала труп? Может и вправду, она сошла с ума? Ведь режиссер нам не рассказал, как труп оказался на чердаке - это первое. Второе - когда главная героиня была у Джоан, та дала Энни чай, в котором что-то было. Какое-то растение. Ведь не мог же режиссер выделить для этого просто так отдельные кадры:
Быть может все мистические события произошли после обострения психологической болезни Энни на фоне переживаний и этой странной травы? Быть может Энни сама сожгла своего мужа? А может режиссер дал нам подсказку о психическом состоянии главной героини фильма ещё в начале, когда ей привиделась бабушка?
Конец первой части.
Поговорим об этом в следующей части статьи. Также, я расскажу об оставшихся механизмах страха в фильме, в том числе о галлюцинациях Питера Грэхема и о доме на дереве с красным свечением. Напиши в комментариях, если ждешь продолжения.