"Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии" (1-е послание к Коринфянам 6:20)
См. также Послание к Римлянам 3:23,24.
Писание говорит о том, что мы оправданы даром, по благодати Божией (Рим.3:24). Однако, опыт подсказывает, что всё достающееся бесплатно, не ценится теми, кому оно достаётся. Возможно, именно поэтому многие священники, богословы, проповедники настаивают на необходимости приложения человеком больших усилий, утверждая, что в противном случае благодать Божия не будет дарована человеку.
У меня нет сомнений в том, что эти проповедники хотят повысить праведность верующих, хотят «как лучше».
Но, с другой стороны, к чему приведёт стремление человека «стяжать» благодать своими собственными усилиями? Кого по справедливости предстоит прославить за те результаты, которые возможно будут достигнуты человеком? Очевидно, не Бога, так как прославлять следует того, кто трудился, кто прикладывал усилия.
Если усилия прикладывал не Бог, а сам человек, то по справедливости человеку следует прославить самого себя, а не Бога.
Таким образом, желание богословов повысить праведность людей через "стяжание" праведности собственными усилиями де-факто понизит эту праведность, ведь похищение славы у Бога и воздавание славы самому себе ни к чему хорошему не приведёт. Как говорил известный политик, «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Писание разрешает эту проблему очень просто. Оно говорит, что «вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:20, 7:23). Иначе говоря, благодать действительно не бесплатна, её цена огромна, но уплачена эта цена Богом, а не человеком.
Эта цена – жизнь Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Она уплачена Богом именно для того, чтобы самому человеку благодать досталась даром, то есть без приложения каких-либо усилий, ведь слово «благодать» означает нечто, даруемое совершенно незаслуженно.
Поскольку цена уплачена Богом, прославлять следует именно Бога. Прославлять работодателя за зарплату, доставшуюся тяжелым трудом – нет никакого смысла, а прославлять Дарителя за доставшееся даром, но стоившее Дарителю огромную цену – имеет смысл.
Именно такое осмысленное прославление есть та духовная среда, в которой живёт Всевышний. Не своей собственной, но Его праведностью становится праведным всякий верующий, живущий в этой духовной среде (Деян.13:39, 1Кор.1:30, Фил.3:9), так как душа верующего становится Божией.