Найти тему

О ПРОВЕРОЧНЫХ ИСПЫТАНИЯХ В ШКОЛЕ

"Правда" 12 мая 1936 года

Учебный 1935-1936 год замечателен тем, что он начался историческими постановлениями Совнаркома Союза и ЦК партии об издании и продаже учебников, об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе и о школьных письменных принадлежностях. Заканчивается учебный год недавно опубликованными постановлениями партии и правительства о повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам и о персональных званиях для учителей начальных и средних школ.

В свете этих исторических решений чрезвычайно важное значение в текущем учебном году приобретают проверочные испытания, являющиеся заключительной годовой проверкой знаний, умений и навыков учащихся. Несмотря на указания и требования партии и правительства, Наркомпрос и его местные органы не сумели до сих пор выправить положение в школах, которое, как указал секретарь ЦК Андреев на Х съезде ВЛКСМ, остаётся "явно неудовлетворительным".

Низкий уровень грамотности - результат глупой антиленинской теории "отмирания школы", неудовлетворительная организация всей учебной работы в школе, очковтирательство и самообман с выведением средних процентов успеваемости, небрежное отношение ряда учителей к своим прямым обязанностям - всё это при испытаниях не может ещё не сказаться на уровне знаний учащихся. Тем более нужна такая организация проверочных испытаний, которая подняла бы их значение и дала бы подлинное представление о действительных знаниях учащихся.

Вот почему инструкция Наркомпроса о проведении проверочных испытаний, основанная на решениях партии и правительства с учётом опыта предыдущих лет, дала школам подробные указания по всем основным этапам подготовки и проведения этой заключительной работы школы.

Совершенно очевидно, что итоги одних только проверочных испытаний не могут быть решающими в определении степени успеваемости ученика по пройденному курсу. При выведении годовых оценок знаний учащихся результаты проверочных испытаний должны будут дополняться данными об успеваемости учащихся в течении всего учебного года.

Вместе с тем следует особенно подчеркнуть, что проверочные испытания не должны превращаться в экзамены старого типа. Директора и заведующие школами весь педагогический персонал особо предостерегаются от недопустимых ошибок как нарочитого "срезывания" учащихся особенно трудными или "каверзными" вопросами, так и от заведомого повышения оценки знаний учащихся "облегчёнными", примитивными вопросами.

Как известно, в постановлении Совнаркома Союза и ЦК партии от 3 сентября 1935 г. об организации учебной работы и внутреннем распорядке в школе резко осуждены "индивидуальные вопросники", заранее устанавливавшие вопросы,на которые должен был отвечать данный учащийся при испытаниях, и предложено "при проведении выпускных и переводных испытаний обеспечить проверку знаний учащихся по разным разделам программы".

Это указание является решающим в организации выпускных и переводных испытаний и должно быть со всей точностью выполнено.

Проверка знаний должна быть проведена по всем разделам программы и, естественно, на основе учебника, который учащиеся проходили в классе. При испытаниях на руках учащихся может фигурировать только утверждённый директором лист с перечнем тем и подтем (глав и подглав), которые содержаться в учебниках и дополнительно в программах.

По этому листу, который получает учащийся, учитель из разных разделов и даёт задание испытуемому. Это обеспечивает проверку знаний учащихся по всей программе (и учебнику) и предупреждает порой малограмотную отсебятину при составлении "вопросников", оставляющих место только для односложных ответов "да" или "нет".

Не может быть и речи о возвращении к осуждённым "индивидуальным вопросникам", как при испытаниях не должно иметь место формальное бюрократическое замыкание кругозора учащихся "билетиком".

Директора и заведующие школами должны принять все меры к тому, чтобы в школе была нормальная деловая атмосфера работы. Расписания должны быть так составлены, что учащиеся имели возможность спокойно готовиться к дням испытаний и нормально отдохнуть от них.

Программный лист - основа испытаний. Но следует предостеречь директоров школ и учителей от формального подхода к ним. Испытания должны сопровождаться проверкой того, как учащиеся умеют пользоваться тем или иным прибором, как они умеют ставить опыт, как они ориентируются по карте, как они твёрдые знания законов и формул умеют применять при решении задач, как они знают конкретные исторические факты, как усвоили хронологические даты, как умеют разбирать слова и предложения, решать математические задачи и примеры на доске и т .д.

При этом надо всячески помочь ученику, растерявшемуся на испытании. Необходимо предоставлять ученику время на запись вопроса учителя (если он пожелает того) и на обдумывание ответа. Если ученик не сумел ответить на один какой-либо заданный ему вопрос, ему следует дать другие, дополнительные вопросы.

Учащийся должен быть спокоен зато, что на испытании он сумеет обнаружить свои действительные знания предмета, он должен быть уверен, что его знания будут правильно и по достоинству оценены.

После опубликования инструкции о проверочных испытаниях в Наркомпрос поступил ряд дополнительных предложений и замечаний, касающихся главным образом техники и удлинения сроков проведения испытаний. Некоторые из предложений в основном совпадают с теми, о которых писал в "Правде" тов. Толстов в статье "Накануне испытаний в школе". Отдельные предложения использованы в приказе по Наркомпросу от 7 мая.

Устанавливая начало испытаний с 31 мая, Наркомпрос имел в виду тем самым дать максимум времени на повторение учащимися пройденного в течение учебного года. Сейчас начало испытаний во всех классах (с 4-го по 10-й включительно) вместо 31 мая переносятся на 25 мая.

Учащиеся, получившие итоговую оценку после повторных испытаний "плохо" или "очень плохо" хотя бы по одному из следующих предметов - русский язык, литература, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, естествознание, история, география, физика, химия, геология, минералогия, обществоведение и иностранный язык, оставляются на повторный курс. Итоговые годовые оценки "плохо" или "очень плохо" по остальным предметам не должны служить препятствием для перевода в следующий класс.

Распоряжение наркома просвещения от 17 августа 1935 г. не будет применяться при нынешних испытаниях в той его части, где сказано, что "учащиеся,получившие неудовлетворительную оценку за письменную работу по русскому языку (7-й и 10-й классы), к дальнейшим испытаниям не допускаются и оставляются на повторный курс". Другими словами, учащимся выпускных (7-х и 10-х классов) даётся возможность и при наличии плохих оценок за письменную работу по русскому языку держать дальнейшие испытания по всем другим предметам, а также пользоваться правом на осенние повторные испытания.

Учителя, все работники школ, работники народного образования в процессе проведения испытаний должны с большевистской самокритикой проверить свою собственную работу, тщательно изучить опыт работы школы за истекший учебный год, чтобы решительно устранить всё, что мешало школе занять предназначенное ей почётное и ответственное место в передовых рядах строителей социализма, идущих под победным знаменем великого вождя народов и учителя товарища Сталина.

Б. Волин

Заместитель наркома просвещения РСФСР