4 июля 1941 года Наркомат авиационной промышленности издаёт приказ об организации в Омске авиазавода на базе Московского опытно-конструкторского завода №156 и Тушинского авиазавода №81. Которые были эвакуированы из Москвы в Омск.19 июля в Омск прибывает первые эшелоны с работниками и оборудованием заводов № 81 и № 156.
Днём рождения авиазавода № 166 считается 24 июля 1941 года. В этот день первый директор нового завода А. В. Ляпидевский издал приказ №1, в котором довёл до сведения заводчан приказ народного комиссара авиационной промышленности А.И. Шахурина об объединении заводов №81, 156 и 166 в один.
В августе 1941 года началась досборка бомбардировщика Ту-2 и подготовка к серийному выпуску Ту-2.
Туполев Ту-2 (АНТ-58, самолёт "103") двухмоторный высокоскоростной дневной бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик
По классификации НАТО Bat - "Летучая мышь"
Первым правительственным документом о запуске в серийное производства самолёта "103" было июньское 1941 года постановление Совета Народных Комиссаров. Затем последовал приказ наркомата №533 от 17 июня 1941 года, которым предписывалось развернуть выпуск самолёта №18 в Воронеже и №22 в Москве.
В сентябре 1941 года ОКБ завершило передачу заводу №22 рабочих чертежей и началась постройка серии самолётов "103-У", но из-за эвакуации предприятия на восток страны планы производства машины пришлось пересмотреть.
Серьёзный поворот в судьбе самолёта произошёл после появления "103-В". Опытная машина ещё не успела покинуть сборочный цех, как в конце ноября 1941 года НКАП распорядился выпускать самолёты, начиная с первой серии, с двигателями М-82 в Омске на заводе №166
15 декабря 1941 состоялся первый испытательный полёт опытного самолёта.
Самолёт "103-В" (изделие 60) проектировался параллельно с машинами "103" и "103-У" под новые моторы М-120ТК-2. Отсутствие к сроку новых моторов заставило переработать проект под моторы М-82А. Из-за недоработки двигателя испытания затянулись до августа 1942 года. В ходе испытаний самолёт официально стал именоваться Ту-2.
15 февраля 1942 года первый испытательный полёт серийного самолёта.
Первые серийные машины стали поступать в войска с марта 1942 года. На основании боевого опыта самолёт был доработан - усилено оборонительное вооружение, проведены доработки силовых установок по повышению надёжности их работы.
В 1942 году на заводе было собрано 80 бомбардировщиков, а один из них согласно статистике МАП, сдали заказчику в следующем году. В тоже время в отчёте завода №166 сказано, что в январе 1943 года предприятие собрало 12 машин 7-й серии из задела прошлого года.
Не все серийные самолёты дошли до заказчика. Так четыре машины последней седьмой серии (№07-13, №07-14, №07-16 и №07-20) передали на опытный завод №156, где они дорабатывались в стандартный Ту-2С и дальний Ту-2Д варианты. По крайней мере , одна машина №05-07 (выпущена в августе 1942 года), кроме опытной "103-В", по каким то причинам осталась в Омске. В полёте 3 января 1943 года (лётчик-испытатель Хлястач) на самолёте №05-07 не удалось выпустить правую опору шасси и при посадке она потерпела аварию.
Приказом НКАП №763 от 10.10.1942 на заводе №166 было прекращен выпуск самолётов Ту-2. Завод переходил на выпуск истребителей Як-9.
Но это ещё не был конец производства Ту-2 в Омске.
В соответствии с постановлением ГКО от 6 июня 1945 года на заводе №166 прекращался выпуск Як-9 и возобнавилось производство бомбардировщиков Ту-2 с новым бомбардировочным вооружением (по типу самолёта "68" (Ту-4, Ту-10) размещавшимся как в грузовом отсеке, так и в подфюзеляжных балочных держателях. В августе того же года ОКБ Туполева передало на завод документацию машины, в которой увеличена ёмкость бомбодержателей до 4000 кг. и установлена штанговая проводка аварийного сброса бомб, возрос запас топлива за счёт замены бензобаков №6 и №7 одним баком. К постройке самолётов завод приступил во второй половине 1946 года.
Вот такая небольшая история про производство в Омске бомбардировщиков Ту-2.
Спасибо за внимание и до новых встреч! Репортаж в ЖЖ