Найти в Дзене
Кино и образ

Костюмы в сериале "Графиня де Монсоро" (1998). Художник по костюмам Н.Б. Полях

Автор Ирина Жигмунд

Эта моя статья посвящена памяти художника по костюмам этого сериала Натальи Борисовны Полях, которая ушла из жизни 25 ноября 2008 года.

Наталья Борисовна Полях
Наталья Борисовна Полях

Я как-то уже писала в одном из своих первых постов, что именно Наталья Борисовна привела меня в кино. У нее я училась, ею я восхищалась.
Наша встреча с Натальей Борисовной произошла на съемках сериала «Графиня де Монсоро», на котором работала ассистентом художника по костюмам моя подруга.

-2

 В тот момент съемки происходили в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа, интерьеров дворца, замков и прочих помещений.

В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице. Костюмы были достаточно сложными (подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные одевальщики. 

Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью. Параллельно с «Графиней де Монсоро» в соседнем павильоне снималась «Королева Марго», костюмы к которой также делала Наталья Борисовна.

В этих сериалах было большое количество персонажей, многие из которых имели свои исторические прототипы. Их яркую индивидуальность нужно было подчеркнуть костюмом, не выходя за рамки моды XVI века.

Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого
Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого


Винного цвета бархат «подсказывает» нам агрессивно-кровожадную, подлую сущность герцога Анжуйского (актер К. Казаков).
Винного цвета бархат «подсказывает» нам агрессивно-кровожадную, подлую сущность герцога Анжуйского (актер К. Казаков).


Интернета тогда не было, и всю информацию Наталья Борисовна собирала в Театральной библиотеке (теперь РГБИ), просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.

Кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характеры персонажей, разработать стиль каждой группы. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность миньонов подчеркивалась с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружев, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.

Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурностью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны – это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).

К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.

шляпа - ток
шляпа - ток

Карикатура на миньонов, высмеивающая женственность их нарядов и причесок.
Карикатура на миньонов, высмеивающая женственность их нарядов и причесок.

Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактурами костюмов.

Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.

Портрет настоящего де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью
Портрет настоящего де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью


-17

Воротники героев часто имеют модную в XVI веке вышивку Blackwork

Образцы вышивки Blackwork XVI век
Образцы вышивки Blackwork XVI век


Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли "Spanish work" из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской - первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.

Вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.
Вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.


Героиня сериала, Диана де Меридор, имела платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический, ангельский характер.

При этом, платья у нее сшиты по последней моде. Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник «фреза», который ввела в моду Катарина Медичи.

Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма – шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, он тоже был реальным персонажем, дворянином по происхождению. Как пишет Википедия: «Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата».

Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.

Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.

В 1990-е годы в московских магазинах не было красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета. Ткани, конечно, фактурили. Уже на съемках часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой – у них меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.

-27


В итоге, получился последний хорошо и правильно одетый, отличный костюмный сериал. Сегодня продюсеры жалеют деньги на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.