Олег Лекманов, "Русская поэзия в 1913 году". Издательство "Восточная книга", 2014 год.
Маленькая красная книжица, вышедшая в далёком уже 14-м году в небольшом академическом издательстве, могла бы стать тем самым вороном Ноя для ковчега русского окололитературного нон-фикшн. В любом случае, колоссальный потенциал жанра виден отчётливо.
За последние десять-пятнадцать лет полтора десятка ЖЗЛ-книг о писателях стали литературными событиями. Филология и литературоведение же остаются уделом немногих - зачастую книги того же НЛО сложно воспринимать неподготовленному читателю. Но подвижки уже есть, что доказал тот же Олег Лекманов со товарищи: прошлогодний триумф книги о Венедикте Ерофееве это убедительно доказывает. Ведь "Посторонний" - не только про биографию, но и про литературный анализ. Неплохие тиражи книг некоторых литературных критиков и обозревателей тоже говорят о том, что интерес к серьёзному разговору о литературе возрос. Главное - не спугнуть.
Спрос на традиционные писательские биографии, разумеется, сохранится. Но можно пойти и другой дорогой - через жанровое новаторство или синтез жанров.
А теперь о книге "Русская поэзия в 1913 году".
Автор - через книги, газеты, журналы - показывает нам мир поэзии предвоенного года. Причём Олег Лекманов приводит не только стихи признанных мастеров, но и тексты среднего ряда, и стихи любителей, и графоманские вирши. Это как сейчас сделать выборку (наверное, многотомную) современной поэзии - из признанных лауреатов, толстых журналов, рэп-текстов, провинциальной самодеятельности и даже самого страшного и хтонического - сайта "Стихи.ру". И поразиться тому, как много общего в тематике и интонации у всех этих, казалось бы, несовместимых явлений.
Модерновые традиции, эксперименты - пожалуйста. И ещё из интересного - в текстах невозбранно появляются свежие "гаджеты и инновации". Авто, трамваи, телефоны, авиация и футбол - даже у вневременного Мандельштама многое из этого появляется в стихах. Удивительно - в текстах современных авторов с большей вероятностью встретишь ланиты, сусеки и пенаты, нежели айпад или барбершоп.
А если и встретишь - то в брюзгливо-ироническом контексте. Бирюльки бездуховные, мол. У поэтов 1913-го года всё не так - они могут тревожиться, но больше легко принимают, а то и приветствуют всяческий прогресс.
И ещё - Олег Лекманов замечательно пренебрегает "первой главой диплома", обязательным для таких книг подробным экскурсом в общий быт и жизнь страны тринадцатого года, да и "высокой" литературной жизни почти не касается. Про это есть множество исследований, и разбавлять "водой" книгу о поэзии 13-го года, натурально, незачем.
Дерзну предположить - это очень перспективное направление. Интересно (и при этом со знанием дела) написать о деревьях в творчестве Тютчева (с экскурсами в дендросимволику), сделать обзор на "космическую" тему в позднесоветской поэзии, разбить антологии на годы, подтемы, смешать со смежными и не очень дисциплинами, выбрать неочевидный угол зрения без чрезмерного наукообразия - вот один из адекватных путей развития не только литературоведения, но и всей "нехудожки" целиком.
В завершение не откажу себе в удовольствии и процитирую несколько любительских стихотворений 13-го года, приведённых Олегом Лекмановым в книге. Как ни странно, они не вызывают раздражения илт сарказма - скорее, добрую улыбку.
"И ряд ненужных, лживых фраз.
Из скунса пышный воротник
К щеке его кой-где приник,
Пленяя мой уставший глаз".
"И народ, лишённый инициативы,
Наклонился долу, как колосья нивы".
"Я шайки атаман!!
Но мирным хочу быть,
Пришёл к вам в ресторан,
Чтобы выпить, закусить".
"Среди родных полей
И шума городского
Никогда мне не забыть
Тебя, о море голубого".
#лекманов #1913 #русскаяпоэзияв1913году #литературоведение #рецензия