ПЕРВОЕ СУЩЕСТВО
Албасты
Албасты предстает в образе женщины с растрепанными длинными взлохмаченными светлыми волосами и обвислыми до самих колен грудями, реже — мужчины с длинной бородой. Албасты также может принять облик животных или отдельных неодушевленных предметов.
По верованиям башкир, албасты — скитающаяся душа человека, умершего в результате несчастного случая и мученической смертью, или похороненного без соблюдения погребальных обрядов. Например, он может быть заблудшей душой или душой утопленника.
Обычными атрибутами албасты являются магическая книга, гребень, монета. Согласно поверью, завладев его гребнем, человек может заставить албасты служить ему.
ВТОРОЕ СУЩЕСТВО
Бисура
У татар бичура представлялись в образе женщины маленького роста в старинном головном уборе. Считалось, что они могли поселяться в домах под полом или в банях. В отличие от ой иясе бичура жили не во всех домах. Иногда для них отводили особую комнату. В этой комнате на ночь оставляли тарелку с едой и несколько ложек. Считалось, что бичура могли проказничать в доме - открывать в печи трубу, шуметь, прятать вещи, наваливаться на спящих, пугать. Но к некоторым людям бичура благоволили, приносили деньги, помогая разбогатеть.
Башкиры представляли бичура в образе маленьких человечков обоего пола в красных рубашках. Считалось, что они обитали в глухих лесах на полянках. Людей, которые забрели в их владения склоняют к сожительству, а потом покровительствуют им, носят деньги и помогают разбогатеть.
ТРЕТЬЕ СУЩЕСТВО
Пари
Фантастические существа в виде прекрасных девушек в персидской мифологии, позднее сохранившиеся в преданиях у тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья и Южного Урала. В некоторых мифах пери имеют связь с водной стихией, существует даже их особая разновидность — имеющие характер «хозяек воды» водяные пери (у узбеков — су пари, азербайджанцев — су пяриси , туркмен — сув-периси и т. д.)
В наиболее ранних сказаниях (Авеста и другие) пери выступали как носители тёмных сил. Позднее пери воспринимались в качестве служительниц как добра, так и зла.
ЧЕТВЕРТОЕ СУЩЕСТВО
Жалмауыз кемпир
В сказке "Ер-Тостик" описывается коварство жалмауыз кемпир. В образе легкого она плавала на поверхности воды, а когда приближался человек, превращалась в семиглавую старуху, хватала его и вынуждала отдать сына.
У исследователей есть мнение, что образ жалмауыз кемпир, как и близкой ей мыстан кемпйр, восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража "страны смерти". Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, жалмауыз кемпир сохранила в некоторых волшебных сказках. Именно с ее помощью герой добывает самоиграющую домбру, волшебное зеркало и женится.
ПЯТОЕ СУЩЕСТВО
Ой иясе
ой иясе (татар. "хозяин дома") - в мифологии казанских и западносибирских татар, башкир (ой эйяхе) - дух дома, особая разновидность духов эе.
По воззрениям башкир и казанских татар, ой иясе был добрым духом и покровительствовал семье. Его другими именами были - йорт иясе (татар.) и йорт эйяхе (башк.) - "хозяин двора". Ой иясе представлялся в образе старика с длинными волосами. Считалось, что он жил под полом дома, куда ему ставили угощение. По ночам ой иясе выходил оттуда и иногда оповещал семью о ближайшем будущем: либо прял оставшуюся на прялке пряжу (это был плохой знак), либо просеивал муку через решето (это было доброе предзнаменование).
Представления западносибирских татар сильно отличались от уже рассмотренных - там считалось, что ой иясе был злым духом в облике безобразной старухи. Невидимая ой иясе по ночам бегала по дому, шуршала, плакала и всячески беспокоила людей. По преданию, если в доме заведётся ой иясе, то кто-нибудь из семьи заболеет или умрет. По мнению исследователей, женский облик этого духа отражал раннюю стадию развития образа.
Спасибо за внимание. Для кого-то эти факты не станут новостью, но, надеюсь, хоть что-то сможет заинтересовать каждого.