Найти в Дзене
Кавказский скит

Пандемия: Божие наказание или попущение?

Проповедь от апреля 2020 года

Как вы хорошо знаете, есть два типа отношения к тому, что происходит в этом мире. Одно отношение – это, как один философ сказал, «все случайно в этом мире». Но случай – это бог дурака. Человек умный никогда не будет думать, что в этом мире все случайно. Наоборот, наблюдающий за тем, что происходит в мире, тот, кто может с исторической точки зрения просмотреть путь человечества, логически размыслить обо всем этом, увидит, что ничего случайного в этом мире не происходит. А мы, верующие, точно знаем, что все в этом мире происходит или по благословению Божьему, или по попущению Божьему.

Попущение бывает тогда, когда мы согрешаем. И не один, а целые народы, страны могут согрешать. И попускает Господь наказание, которое в общем-то мы сами на себя вызываем, потому что причина – наш грех, а следствие – какие-то неприятности иногда малого масштаба, семейного, а иногда и вселенского масштаба, когда народы согрешают пред Богом. И с этой точки зрения мы посмотрим на те события, которые ныне совершаются.

Можно ли сказать, что какая-либо беда вселенского масштаба случайна? Ну конечно, ни один верующий человек не сможет так сказать, потому что это глупо. Без всякого сомнения, в том, что происходит, а в данном случае мы видим эпидемию, какие и раньше бывали, и пострашнее бывали, мы видим нечто духовное.

Итак, попробуем с духовной точки зрения посмотреть. Вспомним историю. Ниневитяне, то есть жители столицы тогдашнего царства Ниневии, должны были быть уничтожены. Полностью. Весь город. А город – около двухсот тысяч человек. Для того времени это был колоссальный мегаполис. Населения-то было всего несколько миллионов на Земле. И вот Господь за грехи этого народа готов был уничтожить город, но дал время на покаяние. Послал пророка Иону. Пророк сказал, что будет наказание и город погибнет. Как восприняли эти язычники предупреждение от Бога? Очень правильно. Они поняли, что наказание будет за грехи.
Не просто так, не случайно, а именно за грехи. Что они сделали? Они стали каяться. Государь, царь тогдашний, распоряжение по всей стране разослал о том, чтобы все держали пост, и его читали глашатаи на площадях. Сам он снял с себя царские одежды, облачился во вретище, то есть в рваную ризу, посыпал голову пеплом. И они три дня ничего не ели. Даже скот не кормили. Они каялись в грехах своих.

Вот удивительная вещь: все моровые язвы, которые были, возникали неожиданно. Ни в каких лабораториях их не делали ни в начале нашей эры, ни в средние века. Они возникали, но их, каких-то штаммов особых, никто не разрабатывал специально. Они возникали, умирало много людей. Бывало, и сто миллионов, и двести миллионов умирало. А потом неожиданно, непонятно, как и почему, вдруг все прекращалось. Хотя, по идее, эта зараза распространялась. Никаких средств защиты не было. И можно было уничтожить все население Земли. Но Господь оставлял все равно часть населения – «на развод». Одни, кто оставался в живых, должны были подумать. А те, которые были при смерти, тоже задумывались: «Вот сейчас я болен. Завтра те, с кем я сейчас в больнице лежу, уже умрут. Сегодня или завтра я тоже умру. Как я предстану перед Богом?»

Верующий человек понимал, что надо будет отвечать за все. И если и был грешником, то такое наказание Божье, такая пандемия вызывала у него раскаяние. И человек каялся, если он был верующий. И умирал.

Пандемия и вопросы церковной жизни. Отвечает схиигумен Гавриил.

Но даже в средние века и особенно в шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый век началось отступление от Бога во всем мире, в основном даже больше в Европе, как мы знаем. Были уже в то время люди фактически неверующие. Конечно, они ходили в церковь свою англиканскую, кто-то, может быть, был даже католиком. Но как? Формально. Почему мы видим это? А мы видим, как они относились к пандемии. Вот была там бубонная чума. Улицы Лондона были завалены трупами. Но кто-то пировал. А вокруг трупы. Это в то время, когда еще не было разгула атеизма. И коммунизма не было еще. А тем не менее люди уже не воспринимали то, что они существа бессмертные, то, что им придется пред Богом предстать.

И что они сделали? Ну, раз умирать – все равно же умрём, это неизбежно,– мы здесь, в Лондоне, заразимся. Погуляем последние дни, устроим пир и помрем с веселием. Вот такое отношение безбожников. Они как бы смеются над смертью. Но не каются, не понимают, почему это все происходит, не задумываются.

А есть другой тип безбожников. Эти безбожники сейчас очень распространены. Они могут быть даже и формально верующими людьми. И православными, и католиками, и протестантами. И тем не менее, в чем их неверие выражается? Как оно проявляется вовне? А очень просто. Они боятся, смертельно боятся неизбежного. А что неизбежно в нашей жизни? Самое неизбежное, что обязательно с нами случится, – это смерть. Все мы люди смертные, все обязательно умрем. Неверие этих псевдоправославных, псевдокатоликов, псевдопротестантов заключается в том, что они боятся смерти. Более того, боятся даже говорить об этом.

«Умер мой младший брат. Мать винит Бога за то, что Он его забрал". Отвечает схиигумен Гавриил.

Революция, гражданская война, пытки в застенках НКВД, страшные лагеря – такой ужас народ православный пережил, что действительно живые завидовали мертвым. И оказывается, не так страшна была эта смерть, она была для многих людей милостью Божией, потому что то, что живые испытали, – это было страшнее, чем та смерть, которую они пережили. Покаялись, те, кто в монастырях были, – причастились, и благочестно отошли в иной мир к Богу. А чего бояться-то? Мы что, здесь собираемся устроиться навечно? Чуть меньше, чуть дольше проживем – какая разница? Всё равно мы покинем этот мир. Вопрос – как покинем, с чем покинем? Очистили ли мы душу покаянием?

Бог сейчас дает нам возможность задуматься, как мы живем. Все смертны. Не думайте, что монахи защищены полностью, – нет. Наш Валаамский монастырь свидетель тому: умирали монахи, и много умерло. Но умирали спокойно: шли к Господу Богу радостно. Чего бояться-то? А вот худо было мирянам, у которых дети остаются: кто их будет кормить? Конечно, тут переживают люди, безусловно. Так вот, нам сейчас Господь дает возможности подумать.

Пандемия не такая страшная, как была раньше, как были сибирская язва, бубонная чума и другие болезни, которые в то время вообще не могли лечить – никаких средств не было вообще, медицина была на очень слабом уровне развития.

Сейчас нет такого ужаса, а тем не менее все попрятались по домам, все боятся. Это разумно на самом деле. Но что они там делают? Поняли они, что им дается время на покаяние? Дается время, сидя дома в затворе, подумать о своей жизни. Не телевизор смотреть и развлекательные программы, а подумать: с чем я приду к Господу Богу, если завтра всё-таки заражусь? Ведь никто не гарантирован от заразы, даже сидя дома, не застрахован от смерти.

О чем думать надо? О том, о чем думали ниневитяне — о покаянии, о своих грехах.

фото Darcy Padilla.
фото Darcy Padilla.

Мы должны понять: Господь нас предупреждает: «Дети мои, одумайтесь! Посидите дома и подумайте, что вы натворили и как вы жили, как вы блудили, изменяли своим женам, изменяли своим мужьям, сколько вы абортов сделали – убийств своих собственных детей. Сколько вы врали, сколько вы обманывали, воровали, завидовали, лжесвидетельствовали, отвечали злом на зло. Подумайте об этом, покайтесь! Сейчас маленькое испытание вам дается – подумать, а завтра, если не одумаетесь, так вас ударю, что мало не покажется».

Это предупреждение: если не одумаетесь – будет еще хуже. Поэтому мы, православные, должны молиться, в первую очередь – каяться в своих грехах, осознать, что это не случайно, это нам напоминание от Господа.

Но должен вам сказать по опыту: огромное количество наших православных – они маловерующие люди, и они все равно боятся заразиться. Вот в чем дело. Большинство внешне православные, а глубоко если копнуть – там Православия очень мало, понимания почти нет никакого. Начнешь разговаривать – там все намешано: и язычество, и какие-то индуистские теории. И все это перемешано с какими-то отрывками знаний из православной литературы. В общем, мрак у людей в голове, даже у тех, кто ходит в храм и причащается.

И бояться не следует, и бунтовать не следует. Надо проявлять разумное отношение. И я бы еще сказал, что каждый христианин должен проявлять послушание своему священноначалию. Ничего тут страшного, смертельного нет. Все прекрасно понимают, что такое Тело и Кровь Христовы, но, тем не менее, сейчас приходится принимать такие меры. Так что не будем ничего бояться. И смерти не будем бояться. Даже если умрем – что нового приобретем? Чуть раньше, чуть позже – какая разница? Все равно умрем. Поэтому нам, христианам, нужно понимать: это предупреждение. Мы должны исповедовать свои грехи, изменять свою жизнь, и тогда Господь помилует нас. Аминь.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама"канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карту Сбербанка
4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон:
+ 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.