Поздравляю нас всех с очередным обзором, дамы и господа! Сегодня у нас на столе "Ужас Аркхэма: Карточная игра". Долго мы на нее смотрели, в итоге помог случай: Hobby World прислали игрулю на обзор :-) Поехали!
В чем суть игры? Немного технических данных
Сегодня я не буду расписывать досконально игру, заострю внимание лишь на основных моментах, которые помогут принять вам решение при покупке / при отказе от покупки. Итак! От одного до двух игроков (комфортно и одному, и вдвоем, проверено), партия длится час-два (3-4 я бы сказал. Но это если вдвоем, одному быстрее). "Ужас Аркхэма" предназначена для тёртых калачей, ранее имевших дело с настольными играми: правила здесь с разбегу взяты не будут, достаточно много нюансов (+ -). Более того, вы можете расширить игру хоть до четырех человек, если купите ещё одну базовую коробку (-). У HW игруля стоит 2290 рублей, если захотите обзавестись сразу двумя коробками, то 4580.
И теперь про игровой процесс. Вы берете на себя роль сыщика, которому предстоит расследовать происходящее в городе Аркхэм непотребство. Любите Лавкрафта? Отлично! Тогда многие встреченные вами твари покажутся знакомыми. Предстоит проходить сюжет (+), разбитый на несколько сценариев. Что делать? Драться, читать художественный текст с карточек, искать улики, драться, продвигать "сцены" и стараться затормозить "замыслы". Я уже говорил, что здесь предстоит драться, да?
ЖКИ — много ли от них в "Ужасе Аркхэма"?
Скажу так: ни рыба, ни мясо. Любителям этого жанра покажется маловато, а тем, кто его не жалует... ну, вам все равно придется с ним столкнуться, это основная механика данной игры. К слову, для любителей: для того, чтобы собрать более-менее играбельную колоду, вам 100% понадобится вторая базовая коробка. А для колоды мечты будьте готовы выложить из кармана злотых ещё на две базы (итого 4). Я не шучу, карточный "Ужас Аркэма" унаследовал от предков свою хардкорность, на тяжёлых уровнях сложности вы едва ли пройдете с теми картами, что есть в первой базе.
+ здесь есть ограничения. В правилах расписаны возможные комбинации сыщиков, кто может сосуществовать друг с другом в рамках первой базы. Иначе вам просто не хватит карт для составления колод, проверено (-). Но, так как я не любитель заниматься колодостроением, то изначально просто воспользовался подсказкой FFG: они предложили стартовую раскладку для двух сыщиков, за что им большое спасибо. А мы переходим к сюжету!
Сюжет, есть ли он? Да. Нет, не так. ДА!
За что я всегда обожал игры от FFG, так это за сюжет / кампанию и прочий бэк. Они действительно умеют рассказывать истории. Карточный "УА" не стал исключением в этом вопросе. Но, вот тут есть жирное НО. В базе сюжетная кампания представлена тремя сценариями, один среди них является учебным. Три, Наташ. О какой реиграбельности идет речь? Нет, базара ноль, если вы любите проходить сюжет разными персонажами или, например, менять уровень сложности. Ну или открывать все концовки (да, кстати, здесь, в отличие от того же "Древнего", проиграть почти не получится. Ваши сыщики будут находиться в глубокой заднице на старте следующего сюжета, но они не проиграют), коих здесь, в общем, хватает. К самому сюжету придраться не могу: вы закончите сценарий с ощущением, будто только что посмотрели хороший фильм (жалею, что заметок не делал, получился бы хороший летсплей. Ну, может еще получится). О, еще должен сказать про сами локации. В "Древнем Ужасе" мы защищали целую Землю, в обычном "Ужасе Аркхэма" — город Аркхэм соответственно, в карточном под нашей протекцией тоже находится Аркхэм. Но обучающий сценарий, например, заставляет нас бегать по всего лишь одной квартире (коридор, прихожая, чердак и так далее). Для меня это было в новинку, однако такая локальность безумно понравилась.
Америтреш: чем заменили шестигранники?
За что мы любим / не любим "ДУ" и "УА"? За его чёртов рандом, руинящий идеальную катку. За его прекрасный рандом, делающий партии непохожими друг на друга. В карточной версии кубики решили нафиг убрать, заменив их на жетоны (а вот мешочек для перемешивания жетонов не положили. Хотя в правилах сказано: "Перемешайте ваш мешок ужаса". Как же так?). Стало ли от этого легче / меньше случайностей? Нет. Стали ли случайности интереснее? Да, вариативности добавилось, это неплохо. Но лавкрафтовская игра всё ещё очень сложная.
Почему ветеранам "УА" и "ДУ" будет здесь проще?
Братюни, да потому что это FFG. Многие герои перекочевали сюда из старых игр, здесь есть те же улики, те же монстры, те же параметры рассудка и здоровья, те же карты МИФов. Иными словами, почти все то же самое, но только ЖКИ. И не реиграбельная. Кстати, про реиграбельность.
Ценовая политика: куда ты катишься, FFG?
Я не имею претензий к Hobby World, потому что это не их игра, они лишь издают карточный "УА" на территории России и, соответственно, занимаются локализацией. HW здесь наоборот нужно похвалить, потому что ЖКИ "УА" у нас ждали и хотели. А ребята взяли, да и локализовали.
В одной из своих статей я уже писал, из чего строятся цены на настольные игры в России. Давайте посмотрим, чё по чём "УА" и дополнения и, самое главное, что вы получите за потраченные деньги. Итак! База = 2290 (хотите расширить до четырех игроков — ещё 2290). Что имеем? Три сценария где-то... ну, по три часа каждый, грубо говоря. Далее идут допы. Есть большие (1490 рублей), есть маленькие (590 рублей). Больших, если не вру, вышло пока три штуки, маленьких — шестнадцать. Что вы получите, приобретая большие дополнения? 5-6 новых сыщиков в каждом, три свежих сценария в каждом. Что вы получите, приобретая маленькие дополнения? Один сценарий в каждой коробочке. Один, Наташ. Итого!
При самом лучшем раскладе, когда вы покупаете себе игру со всеми плюшками и расширением до четырех игроков, вам потребуется выложить из своего кармана 18490. Столько сейчас стоит карточный "УА" целиком. Честно? Я бы взял у тех же HW полный комплект "Древнего Ужаса" (что я почти и сделал, кстати). Цена со всеми допами равна 23110 (ох, бляха, я как-то не считал до этого момента, какую сумму выложил). Но при этом "ДУ" имеет адскую реиграбельность, колоссальное количество персонажей, карт, монстров и прочих атрибутов. Когда я там его начал покупать... 2016 год, примерно. Четыре года прошло, а игра еще не надоела. Скажу вам больше — мы еще не все карты даже видели!
Что могло бы быть лучше в карточном "УА"?
— Реиграбельность. Вы будете переигрывать сценарии либо другими персонажами, либо на другом уровне сложности, либо ради другой концовки. Ну или же вернетесь тогда, когда забудете "чё там было";
— Цена. Это очень дорого за "одноразовую" настольную игру. Пусть с крутым сюжетом, пусть в любимом мной сеттинге Говарда Филлипса Лавкрафта. Всему должен быть предел;
— Для расширения игры до четырёх игроков необходима ещё одна идентичная коробка. Почему не вторая база, а точно такая же?
— Для самостоятельного составления вашей колоды, с которой ваш сыщик будет жить и тащить, базовой коробки недостаточно.
Ни туда, ни сюда: Субъективщинка от Ксена
+ — ЖКИ. Тут все сказано, я не люблю ЖКИ, ККИ и прочие КИ, еще не встретил той, что пришлась бы по вкусу. Это не делает карточный "УА" хуже, просто лично мне данная механика не доставляет;
+ — Правила не будут взяты с разбега. Опять же, лично я отношу это к плюсам, привык к настолкам такого плана от FFG и прочих контор;
+ — Америтреш. Мне нравится, когда есть элемент случайности в игре. Так партия становится более... живой, что ли, эмоциональной, яркой и запоминающейся. Но кто-то любит прозрачность на столе, когда можно выстроить какую-нибудь тактику и придерживаться ее.
Ради этого стоит купить карточный "Ужас Аркхэма"
+ Сюжет. Любите читать хорошие книги и смотреть качественные фильмы? Покупая настолки от FFG, где фигурирует сеттинг, автором которого является Говард Филлипс Лавкрафт, вы априори словите кайф от того, что пережили в настольном приключении;
+ Атмосферность. Не любите творчество Лавкрафта? Я говорил об этом тогда, когда вы меня еще не знали, скажу сейчас: когда Ксен покупал в коллекцию базу "Древнего Ужаса" много лет назад, я просто знал, что жил такой писатель. Ну там, "Зов Ктулху" написал. И всё. Прошли годы, я знатно подсел на эту тему. Не робейте!
Подводя черту
Если вас не смущает описанное в статье, то могу порекомендовать карточный "Ужас Аркхэма" семейным парам. Да, придется покипеть над правилами, но результат будет того стоить. А потом как пойдете покупать допы, вообще сериал переживете! Ну и, пожалуй, игра подойдет для тех, кто пока еще один. Посидеть и подумать над тактикой, попробовать собрать собственные колоды в сеттинге Лавкрафта — неплохо :-)
Буду рад, если подпишитесь на канал и оцените статью "пальцем вверх", ваше внимание очень важно для меня. Если есть вопросы - жду в комментариях, постараюсь ответить. И это, прошу сделать репост в любую соц. сеть с уже знакомым вам тэгом, но только в случае годноты поста! До новых встреч с КсенВещает !
Список связанных статей:
Монстры Лавкрафта: Ми-Го;
Обзор "Древнего Ужаса";
Игры спустя время: "Древний Ужас" через четыре года.