В 89 километрах от города Борзя, находится село Курунзулай. Село Курунзулай (Курензелин) – одно из самых старых сел на территории Забайкальского края. Первые упоминания о Курунзулае датируются 1715-1716 годом, а упоминание о выпуске меди на медеплавильном заводе в Курунзулае относится к 17ЗЗ году.
Курензелинский медеплавильный завод работал до 1743 года. Заводу принадлежали три прииска, где добывали медную руду – Курензелинский, Алекуйский прииски, располагавшийся в 6 верстах от Шилкинского завода. Курунзулай первоначально заселялся горнозаводскими крестьянами. После образования в 1851 году Забайкальского казачьего войска горнозаводские крестьяне были переведены в разряд пеших казаков и вошли в состав 5-го пешего казачьего батальона.
К началу 20 века поселок Курунзулай подчинялся Онон-Борзинской станице и относился к 4-му отделу Забайкальского Казачьего Войска.
В центре села стоит деревянная церковь. По официальным данным «Центра охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края» строительство церкви относится к 1895 году, но старожилы утверждали иное.
В 1898 году на сельском сходе в селе было решено построить церковь «миром». Каждая семья должна была доставить 12 бревен из лиственницы, брать их должны были с северной стороны хребта и тогда, когда в лесине был самый небольшой ход сока, то есть в лютые морозы, дерево должно быть выдержано и высушено. Было еще одно требование - диаметр бревна проверяли по специально откованному кольцу в кузне. Чтобы получить древесину для строительства церкви ее выдерживали под навесом не менее З-х лет. И все это время приобретались необходимые различные металлические изделия и инструменты, применялся для этого труд местных кузнецов, и закупалось в других местах на общественные деньги. Прежде чем лес был заготовлен, долго выбирали подходящее место. Подготовили камень для фундамента, освятили место, заказали план церкви. План долго согласовывали с церковным начальством в епархии. Закладка состоялась торжественно, в центре села на ровном месте, близ речки Курунзулай и ручья.
9 августа 1907 года, трудами казаков села Курунзулай, появилась церковь в честь Преображения Господня. Кованным железом украсили окна и входные двери. Венчали церковь купала с маковками, на которых крепились кресты. Иконостас церкви был медным.
Внутри церкви была лестница, ведущая на колокольню. Это был красивый и богатый храм, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Службу нес священник, был в церкви и свой хор. По рассказам старожилов тихим, морозным днем, звон колоколов слышен был по дороге на Александровский Завод. В церкви отмечали православные праздники, проводилась еженедельная воскресная служба, проводили венчание, крещение и отпевание.
За селом на склоне сопки расположено кладбище. На нем есть надмогильные камни с именами и датами жизни и смерти людей, живших в 18 и 19 веках. На многих плитах уже невозможно определить надписи, остались лишь изображения православных крестов. Они датируются серединой – концом 18 века и принадлежат первым жителям села – горнозаводским крестьянам. Также на сельском погосте есть могильные плиты из привозного мрамора. Они установлены на погребениях зажиточных казаков. На некоторых сохранившихся деревянных крестах сохранились и даты, и фамилии захороненных. Сейчас рядом с разрушенной церковью, как напоминание о трагедии Гражданской войны, есть могила священника, а рядом могила красных партизан. Церковь строили всем миром, всем селом, вместе, но революция разделила судьбы односельчан. Кто-то ушел в леса, стал красным партизаном, кто-то пошел служить к Семенову. Ненависть и злобу породила не революция, она только разожгла и укрепила ее. Курунзулай стал центром партизанского движения Забайкалья. Почти все знаменитые красные командиры Забайкалья вышли из Курунзулайских лесов, где была создана Алтагачанская коммуна. Когда партизаны предприняли вылазку из леса в село в 1919 году, местное население, поддерживающее белых, зная о ненависти большевиков к христианству, спрятало церковный колокол в лесу. Колокол оказался утерянным на семьдесят долгих лет. Возможно те, кто знал, где был спрятан колокол погибли в бою.
Уже в 1990-х грибники, ягодники случайно нашли в лесу язык от колокола и передали его в Борзинский районный краеведческий музей.
Сам же колокол найден не был.
Церковь же действовала и после Гражданской войны, окончательно ее закрыли в начале 1930-х. Прежде всего это было связанно с тем, что прихода как такового не стало. Люди перестали посещать храм. Постепенно он пришел в запустенье. В годы Советской власти церковь стала памятником культурного наследия и стала постепенно разрушаться.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.