Найти в Дзене
Память Даурии

Церковь села Курунзулай.

В 89 километрах от города Борзя, находится село Курунзулай. Село Курунзулай (Курензелин) – одно из самых старых сел на территории Забайкальского края. Первые упоминания о Курунзулае датируются 1715-1716 годом, а упоминание о выпуске меди на медеплавильном заводе в Курунзулае относится к 17ЗЗ году.
Курензелинский медеплавильный завод работал до 1743 года. Заводу принадлежали три прииска, где добывали медную руду – Курензелинский, Алекуйский прииски, располагавшийся в 6 верстах от Шилкинского завода. Курунзулай первоначально заселялся горнозаводскими крестьянами. После образования в 1851 году Забайкальского казачьего войска горнозаводские крестьяне были переведены в разряд пеших казаков и вошли в состав 5-го пешего казачьего батальона.
К началу 20 века поселок Курунзулай подчинялся Онон-Борзинской станице и относился к 4-му отделу Забайкальского Казачьего Войска.
В центре села стоит деревянная церковь. По официальным данным «Центра охраны и сохранения объектов культурного наследия» Забайкальского края» строительство церкви относится к 1895 году, но старожилы утверждали иное.

Црковь Преображения господня в селе Курунзулай. Из фондов МУК "БРКМ".
Црковь Преображения господня в селе Курунзулай. Из фондов МУК "БРКМ".

В 1898 году на сельском сходе в селе было решено построить церковь «миром». Каждая семья должна была доставить 12 бревен из лиственницы, брать их должны были с северной стороны хребта и тогда, когда в лесине был самый небольшой ход сока, то есть в лютые морозы, дерево должно быть выдержано и высушено. Было еще одно требование - диаметр бревна проверяли по специально откованному кольцу в кузне. Чтобы получить древесину для строительства церкви ее выдерживали под навесом не менее З-х лет. И все это время приобретались необходимые различные металлические изделия и инструменты, применялся для этого труд местных кузнецов, и закупалось в других местах на общественные деньги. Прежде чем лес был заготовлен, долго выбирали подходящее место. Подготовили камень для фундамента, освятили место, заказали план церкви. План долго согласовывали с церковным начальством в епархии. Закладка состоялась торжественно, в центре села на ровном месте, близ речки Курунзулай и ручья.
9 августа 1907 года, трудами казаков села Курунзулай, появилась церковь в честь Преображения Господня. Кованным железом украсили окна и входные двери. Венчали церковь купала с маковками, на которых крепились кресты. Иконостас церкви был медным.
Внутри церкви была лестница, ведущая на колокольню. Это был красивый и богатый храм, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Службу нес священник, был в церкви и свой хор. По рассказам старожилов тихим, морозным днем, звон колоколов слышен был по дороге на Александровский Завод. В церкви отмечали православные праздники, проводилась еженедельная воскресная служба, проводили венчание, крещение и отпевание.
За селом на склоне сопки расположено кладбище. На нем есть надмогильные камни с именами и датами жизни и смерти людей, живших в 18 и 19 веках. На многих плитах уже невозможно определить надписи, остались лишь изображения православных крестов. Они датируются серединой – концом 18 века и принадлежат первым жителям села – горнозаводским крестьянам. Также на сельском погосте есть могильные плиты из привозного мрамора. Они установлены на погребениях зажиточных казаков. На некоторых сохранившихся деревянных крестах сохранились и даты, и фамилии захороненных. Сейчас рядом с разрушенной церковью, как напоминание о трагедии Гражданской войны, есть могила священника, а рядом могила красных партизан. Церковь строили всем миром, всем селом, вместе, но революция разделила судьбы односельчан. Кто-то ушел в леса, стал красным партизаном, кто-то пошел служить к Семенову. Ненависть и злобу породила не революция, она только разожгла и укрепила ее. Курунзулай стал центром партизанского движения Забайкалья. Почти все знаменитые красные командиры Забайкалья вышли из Курунзулайских лесов, где была создана Алтагачанская коммуна. Когда партизаны предприняли вылазку из леса в село в 1919 году, местное население, поддерживающее белых, зная о ненависти большевиков к христианству, спрятало церковный колокол в лесу. Колокол оказался утерянным на семьдесят долгих лет. Возможно те, кто знал, где был спрятан колокол погибли в бою.
Уже в 1990-х грибники, ягодники случайно нашли в лесу язык от колокола и передали его в Борзинский районный краеведческий музей.

Язык от колокола церкви села Курунзулай. Из фондов МУК "БРКМ".
Язык от колокола церкви села Курунзулай. Из фондов МУК "БРКМ".

Сам же колокол найден не был.
Церковь же действовала и после Гражданской войны, окончательно ее закрыли в начале 1930-х. Прежде всего это было связанно с тем, что прихода как такового не стало. Люди перестали посещать храм. Постепенно он пришел в запустенье. В годы Советской власти церковь стала памятником культурного наследия и стала постепенно разрушаться.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.