Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Минский рейд танка Т-28

На шестой день войны, фашистские танки, выбив разрозненные части Красной армии, ворвались в столицу Белоруссии. Тогда многим из них казалось, что война на востоке скоро закончится.
Несмотря на серьезные потери, которые превышали число убитых и раненых в ходе всей французской кампании, немецкие войска не теряли наступательного темпа.

Советские части, наоборот, в лучшем случае, отступали, а чаще просто бежали, оставляя на дороге выведенную из строя технику с пустыми топливными баками.

Брошенная советская техника. (фото из открытых источников)
Брошенная советская техника. (фото из открытых источников)

Механик-водитель, старший сержант сверхсрочной службы Дмитрий Малько, тоже получил указание сжечь свой танк, но отказался облить машину бензином, сказав, что будет отступать на ней, пока не закончится топливо.

Такое невыполнение прямого приказа, стало возможным в те дни из-за неопытности многих командиров.
Ст. сержант Малько, напротив, успел повоевать в Испании, прошел бои на Халхин-Голе, участвовал в финской компании и, будучи опытным бойцом, не собирался бросать свой почти новый Т-28.

Проехав несколько часов, Малько остановился из-за поломки двигателя и отстал от своей колонны.
Присоединившись к другой, он получил приказ, выполняя роль арьергарда, подать сигнал ракетой, в случае появления немцев.

Здесь он и встретил майора и четверых курсантов, идущих пешком в сторону переправы. Дальше решили следовать вместе, тем более что все пятеро тоже были танкистами.

Т-28 (фото из открытых источников)
Т-28 (фото из открытых источников)

Утром один из курсантов, Николай Педан, предложил вернуться в Минск и атаковать фашистов с ходу.
Идея всем понравилась, тем более что Малько знал, как добраться до брошенного склада с горючим и боеприпасами.

Уже через четыре часа, 3 июля, заправившись под завязку и загрузив максимальное число снарядов и пулеметных лент, они въезжали на окраину Минска.

Проезжая по одной улиц, столкнулись с группой немцев, занятых загрузкой своей машины ящиками со спиртным, со складов ликеро-водочного завода.
На рев танка они даже не обратили внимания.
Экипаж не снижая скорости, расстрелял солдат, раздавил гусеницами грузовик и продолжил движение.

Вылетев на соседнюю улицу, танк налетел на цепь мотоциклистов. Они тоже стали легкой добычей боевой машины.
Выехав на набережную, они увидели большую колонну бронетранспортеров и заправщиков, стоящих на берегу. Посылая снаряд за снарядом, и непрерывно строча из пулеметов, танкисты разметали вражескую технику, подняв столб огня и дикий грохот.
Майор толкнул водителя в правое плечо, и танк повернул направо, где, метров через триста, они наскочили на большое скопление грузовиков, танков и самоходок.

Немецкие солдаты, слыша взрывы, глазами искали в небе русские самолеты, никак не ожидая опасности со стороны земли.
Новая серия взрывов продолжалась, пока на борту не осталось 6 снарядов, после чего майор, толчком ноги в спину приказал двигаться на восток, к выходу из города.
Немцы уже объявили тревогу из-за внезапного прорыва дивизиона русских танков и подняли все имеющиеся артиллерийские расчеты.

Танк подбили на самой окраине. (фото из открытых источников)
Танк подбили на самой окраине. (фото из открытых источников)

На самой окраине Т-28 подбили, оглушенный Малько выбрался из танка, где-то мелькнул курсант Педан, остальные, кажется, вылезти не успели. Зато старший сержант хорошо запомнил майора, отстреливающегося от набегавших немцев из пистолета.
Сумев проползти около двухсот метров, он потерял сознание.
Своим спасением Малько обязан местным жителям, выходившим сержанта и давшим гражданскую одежду, чтобы легче было перейти линию фронта.

Добравшись до своих, Малько оказался в особом отделе, где ему, конечно, не поверили – даже грозились расстрелять.
В конечном итоге, отправили на расформирование, как окруженца. Дмитрию Малько несказанно везло – он прошел всю войну и закончил путь в Берлине.

Русские танки в Берлине. (фото из открытых источников)
Русские танки в Берлине. (фото из открытых источников)

Эта история получила продолжение стараниями уцелевших жителей Минска, помнивших огненный рейд советского танка в захваченном городе.
Косвенным подтверждением послужил репортаж советского журналиста из Румынии, где он встретил бывшего солдата из похоронной команды, в обязанность которого входило сколачивать ящики погибшим немецким солдатам, после атаки экипажа Т-28.
Гробов, по его словам, было много.

Сам Дмитрий Малько, уже в 60-е годы написал письмо в музей Истории Великой Отечественной войны, мало веря, но, все же, надеясь, что кто-нибудь из тех ребят остался в живых и откликнется.

Можно не верить в чудеса, но благодаря газетным публикациям нашелся Николай Педан, попавший после того боя в плен и освобожденный в 1945 году. Имена остальных танкистов тоже удалось установить.
Майор Васечкин – погиб на месте, около танка.
Курсант Федор Наумов – смог уйти к партизанам, впоследствии убит. Курсант Александр Рачицкий – пропал без вести.
Неизвестной осталась фамилия четвертого курсанта, сгоревшего в подбитом танке, звали его Сергей.
Минчане похоронили тела майора Васечкина и курсанта Сергея в одной братской могиле.

Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.

"План Маршалла" - спасение для побежденных

Непостроенные памятники алсиба

Конец 30-х. Поездка из Грузии в Магадан и обратно