Найти тему
Такое вот кино

Хрущев орал матом и топал ногами. А вдруг он был прав?

Никита Сергеевич Хрущев
Никита Сергеевич Хрущев

Вспоминая эпоху Хрущева, многие справедливо отмечают его роль как "терминатора" советского строя и коммунистической идеологии. Где бы он ни прошелся - везде оставлял разрушительные следы, которые впоследствии не были полностью устранены руководством ЦК КПСС и получили свое логическое продолжение в виде Перестройки и развала СССР.

Среди его деяний часто поминается разгром выставки художников-авангардистов в Манеже, с которого началось активное диссидентство советской столичной интеллигенции.

Н.С.Хрущев на выставке в Манеже в 1962 г. Фото кликабельно
Н.С.Хрущев на выставке в Манеже в 1962 г. Фото кликабельно

Этот эпизод отражен в некоторых современных российских фильмах и сериалах про время "оттепели".

Кадр из сериала "Мосгаз". Картинка кликабельна.
Кадр из сериала "Мосгаз". Картинка кликабельна.

Так как осталось множество воспоминаний об этом посещении, то в фильмах довольно правдиво изображено поведение Никиты Сергеевича и его свиты.

Хрущев поднялся на второй этаж со словами: «Сейчас поглядим на вашу мазню». Он вошел в один из трех залов, обежал его трижды, замер на пару секунд и крикнул «Говно!». По воспоминаниям одного из присутствовавших на этой выставке, студийца Леонида Рабичева, вокруг каждого художника стояли по 2-3 партийных чиновника. И после слов Хрущева они принялись трясти кулаками, махать руками и кричать: «Всех арестовать! Уничтожить!!! Расстрелять! » ...

Хрущев орал: «Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!», «Вы что — мужики или педерасты проклятые?», «Все это не нужно советскому народу… Запретить! Прекратить это безобразие!», «Что мы – вот с этой мазней пойдем в коммунизм?».

Теперь посмотрим, что же так возмутило Хрущева и его окружение.

Ниже размещены фото некоторых работ, найденные мною в интернете.

Павел Никонов, "Геологи"
Павел Никонов, "Геологи"
Элий Билютин, "Даная"
Элий Билютин, "Даная"
Картина Веры Преображенской
Картина Веры Преображенской
Картина Вадима Пресилитского
Картина Вадима Пресилитского

Следует отметить, что Хрущев, как бы мы к нему не относились, являл собой образчик типичного гражданина СССР того времени - это бывший крестьянин, что называется, "от сохи", который в период бурного развития страны вместе с огромным количество советских граждан посредством "социального лифта" поднялся на самый верх.

И его гнев - это реакция "простого человека", оторопевшего от непривычного зрелища.

Скажем прямо - а кто сейчас из работяг да и офисной "черни" пойдет на подобную выставку добровольно? Никто. Большинству это искусство непонятно и даже неприятно.

Кроме того, Хрущев, как представитель народа и власти, интуитивно почувствовал угрозу со стороны вот такого "искусства". Просто он не мог сформулировать правильно истинные причины гнева в силу своего низкого культурного уровня.

Искусство всегда не просто отражает действительность, а является важной частью пропаганды государства и народа. Но, в отличие от статей, речей, произведения искусство напрямую воздействуют на бессознательное, на эмоциональную сферу. И потому руководство страны, особенно империи, должно ревностно следить за тем, что смотрят и слушают его граждане.

Это общеизвестный факт. Аж в 5 веке до н.э. великий философ Сократ говорил, что остерегаться нужно даже новой музыки, ибо она может создать опасность для существования государства.

Именно поэтому, например, Сталин лично просматривал фильмы, которые готовились к прокату.

Поэтому в СССР существовал такой институт как "худсоветы". С учетом тех помоев, которые мы сейчас получаем от "свободных художников" во всех жанрах и видах искусства, этот инструмент был более чем оправдан.

Что же касается той выставки в Манеже, то руководство СССР, к сожалению, не обратилось после скандала к экспертам (а может, у них и не было подобной экспертизы?), с тем, чтобы навести порядок в сфере искусства и кроме запретительных мер предпринять нечто, что ввело бы фрондирующую интеллигенцию в "берега".

Закончилось это печально, но не для художников, а для страны. Хотя сейчас модно писать про "сломанные судьбы" участников выставки, это не так.

Элий Белютин уехал из Москвы на дачу (не советские 6 соток, а громадный участок в Абрамцево, подаренный ему государством), где творил и продолжал заниматься с молодыми художниками. Его работы выставлялись на Западе, и умер он в преклонном возрасте (87 лет) в 2012 году.

Скульптор Эрнст Неизвестный даже не был исключен из Союза художников, т.е, продолжал получать выгодные заказы. Позже он эмигрировал в США, где был востребован, получал заказы и из "новой" России. Умер на 91 году в 2016-м .

Леонид Рабичев был исключен из Союза художников, но жил благополучно, работал с издательствами, оформлял книги и даже получал премии как художник в номинациях «Лучшая книга года». Были и выставки. Прожил 94 года умер в 2017 году.

Что же касается последствий для страны...

Выставка в Манеже стала началом диссидентства столичной интеллигенции, благо за это уже не сажали.

Неформальные художники, не признаваемые советской властью, ушли в андерграунд. Возникла целая система параллельного искусства со своими выставками, концертами (знаменитыми "квартирниками"), критикой, самиздатом. Это альтернативное творческое течение всеми силами поддерживалось Западом и вовсю использовалось в информационной войне против СССР.

Фронда столичной творческой интеллигенции передавалась в техническую среду в виде слухов, анекдотов, того же самиздата, а оттуда - в среду рабочих.

Костенеющая идеологическая система СССР, курировавшаяся идейными, но старыми по возрасту людьми, не была способна противостоять этому. А более молодые идеологи уже не были идейными. а просто строили карьеру внутри партии.

Сейчас последователи "манежных" художников выродились окончательно. Но работают с той же целью - разрушение государства и менталитета народа. Все эти перфомансы с прибиваем мошонки на Красной площади, одетые в гимнастерки обезьяны в орденах, нарисованные половые органы на мостах, танцы в храмах - корнями оттуда, из 1962 года.

Так что не так уж был и неправ Генсек партии в 1962 году, обзывавший нехорошими словами художников-авангардистов.

Читать также:

Первый фильм о роботах-андроидах был снят в СССР