Вспоминая эпоху Хрущева, многие справедливо отмечают его роль как "терминатора" советского строя и коммунистической идеологии. Где бы он ни прошелся - везде оставлял разрушительные следы, которые впоследствии не были полностью устранены руководством ЦК КПСС и получили свое логическое продолжение в виде Перестройки и развала СССР.
Среди его деяний часто поминается разгром выставки художников-авангардистов в Манеже, с которого началось активное диссидентство советской столичной интеллигенции.
Этот эпизод отражен в некоторых современных российских фильмах и сериалах про время "оттепели".
Так как осталось множество воспоминаний об этом посещении, то в фильмах довольно правдиво изображено поведение Никиты Сергеевича и его свиты.
Хрущев поднялся на второй этаж со словами: «Сейчас поглядим на вашу мазню». Он вошел в один из трех залов, обежал его трижды, замер на пару секунд и крикнул «Говно!». По воспоминаниям одного из присутствовавших на этой выставке, студийца Леонида Рабичева, вокруг каждого художника стояли по 2-3 партийных чиновника. И после слов Хрущева они принялись трясти кулаками, махать руками и кричать: «Всех арестовать! Уничтожить!!! Расстрелять! » ...
Теперь посмотрим, что же так возмутило Хрущева и его окружение.
Ниже размещены фото некоторых работ, найденные мною в интернете.
Следует отметить, что Хрущев, как бы мы к нему не относились, являл собой образчик типичного гражданина СССР того времени - это бывший крестьянин, что называется, "от сохи", который в период бурного развития страны вместе с огромным количество советских граждан посредством "социального лифта" поднялся на самый верх.
И его гнев - это реакция "простого человека", оторопевшего от непривычного зрелища.
Скажем прямо - а кто сейчас из работяг да и офисной "черни" пойдет на подобную выставку добровольно? Никто. Большинству это искусство непонятно и даже неприятно.
Кроме того, Хрущев, как представитель народа и власти, интуитивно почувствовал угрозу со стороны вот такого "искусства". Просто он не мог сформулировать правильно истинные причины гнева в силу своего низкого культурного уровня.
Искусство всегда не просто отражает действительность, а является важной частью пропаганды государства и народа. Но, в отличие от статей, речей, произведения искусство напрямую воздействуют на бессознательное, на эмоциональную сферу. И потому руководство страны, особенно империи, должно ревностно следить за тем, что смотрят и слушают его граждане.
Это общеизвестный факт. Аж в 5 веке до н.э. великий философ Сократ говорил, что остерегаться нужно даже новой музыки, ибо она может создать опасность для существования государства.
Именно поэтому, например, Сталин лично просматривал фильмы, которые готовились к прокату.
Поэтому в СССР существовал такой институт как "худсоветы". С учетом тех помоев, которые мы сейчас получаем от "свободных художников" во всех жанрах и видах искусства, этот инструмент был более чем оправдан.
Что же касается той выставки в Манеже, то руководство СССР, к сожалению, не обратилось после скандала к экспертам (а может, у них и не было подобной экспертизы?), с тем, чтобы навести порядок в сфере искусства и кроме запретительных мер предпринять нечто, что ввело бы фрондирующую интеллигенцию в "берега".
Закончилось это печально, но не для художников, а для страны. Хотя сейчас модно писать про "сломанные судьбы" участников выставки, это не так.
Элий Белютин уехал из Москвы на дачу (не советские 6 соток, а громадный участок в Абрамцево, подаренный ему государством), где творил и продолжал заниматься с молодыми художниками. Его работы выставлялись на Западе, и умер он в преклонном возрасте (87 лет) в 2012 году.
Скульптор Эрнст Неизвестный даже не был исключен из Союза художников, т.е, продолжал получать выгодные заказы. Позже он эмигрировал в США, где был востребован, получал заказы и из "новой" России. Умер на 91 году в 2016-м .
Леонид Рабичев был исключен из Союза художников, но жил благополучно, работал с издательствами, оформлял книги и даже получал премии как художник в номинациях «Лучшая книга года». Были и выставки. Прожил 94 года умер в 2017 году.
Что же касается последствий для страны...
Выставка в Манеже стала началом диссидентства столичной интеллигенции, благо за это уже не сажали.
Неформальные художники, не признаваемые советской властью, ушли в андерграунд. Возникла целая система параллельного искусства со своими выставками, концертами (знаменитыми "квартирниками"), критикой, самиздатом. Это альтернативное творческое течение всеми силами поддерживалось Западом и вовсю использовалось в информационной войне против СССР.
Фронда столичной творческой интеллигенции передавалась в техническую среду в виде слухов, анекдотов, того же самиздата, а оттуда - в среду рабочих.
Костенеющая идеологическая система СССР, курировавшаяся идейными, но старыми по возрасту людьми, не была способна противостоять этому. А более молодые идеологи уже не были идейными. а просто строили карьеру внутри партии.
Сейчас последователи "манежных" художников выродились окончательно. Но работают с той же целью - разрушение государства и менталитета народа. Все эти перфомансы с прибиваем мошонки на Красной площади, одетые в гимнастерки обезьяны в орденах, нарисованные половые органы на мостах, танцы в храмах - корнями оттуда, из 1962 года.
Так что не так уж был и неправ Генсек партии в 1962 году, обзывавший нехорошими словами художников-авангардистов.
Читать также:
Первый фильм о роботах-андроидах был снят в СССР