Все военные победы начинаются издалека. Победа на Курской дуге подпитывалась уральской энергией в прямом смысле этого слова. Участником битвы была Среднеуральская электростанция. К началу войны она стала главным энергетическим узлом Свердловской области. СУГРЭС, построенная на берегу Исетского озера, снабжала электроэнергией «Уралвагонзавод». На нем был изготовлен каждый третий танк, построенный в СССР в годы войны.
В начале XX века с электростанцией мощностью в 1500 лошадиных сил Екатеринбург чувствовал себя продвинутым мегаполисом. Горожане обсуждали нужен ли им трамвай или достаточно обычной конки и извозчиков. К 1920-м годам уже никто не сомневался, что прогресс и благосостояние города измеряются количеством потребляемой энергии.
В 1929 году в Свердловске, наконец, был пущен первый трамвай. Через год приступили к строительству третьей свердловской электростанции. Первая «Луч» и вторая им. В.В. Куйбышева едва справлялись с возрастающими потребностями. Место для электростанции было выбрано на берегу Исетского озера. Необходимость нового объекта по производству энергии, видимо, было не совсем понятно местным руководителям. Стройка затянулась на девять лет.
В 1941 году оказалось, что этот долгострой самое важное, что было простроено в довоенный период.
Жизнь под напряжением
В июле 1941 года Свердловск по-настоящему почувствовал, что значит быть в центре страны. Через город непрерывным потоком шли железнодорожные составы. Вскоре поезда стали идти не только на запад, у многих точкой назначения был Свердловск – началась эвакуация заводов, организаций и гражданских лиц, а затем в Свердловск начали прибывать раненные.
К началу войны в городе жило 423 тысячи человек, а в 1942 году их стало уже 620 тысяч.
«Приехали мы в Свердловск, и вот где хлебнули горя! Привели нас в ДК Железнодорожников и поместили в его фойе. Кругом на полу лежат люди, теснота. Нет ни метра свободного. Пришлось устроиться у туалета. Ароматы какие! Грязь. Перебралась в раздевалку. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Некоторые из эвакуированных заболели тифом и всех оставшихся отправили в санпропускник, а затем стали направлять на уплотнение. Я попала на Уралмаш, в Дом-пилу на проспекте Сталина, ныне Орджоникидзе» - рассказывала эвакуированная Мария Батурина. Этот рассказ могли повторить тысячи новых жителей Урала.
Все, кто прибывал в город и жил в нем, нуждались в энергии. Энергию распределял «Уралэнерго». До войны организации удалось наладить работу, и жители, и заводы не испытывали недостатка в электричестве. В 1941 энергетики почувствовали, что выражение работать «под напряжением» имеет много смыслов. В Свердловск стали эвакуировать промышленные предприятия. У директоров промышленных объектов был приказ: срочно наладить продукцию для нужд фронта. Мотивирующим стимулом была угроза расстрела. Практически никто не соблюдал выделенные энерголимиты. Ситуация для энергетиков из критической превращалась в катастрофическую. Первыми нехватку энергии ощутили обычные жители. Электричество в домах было роскошью. В Музее энергетики хранятся свидетельства тех лет: «Предприятия потребляли энергии больше, чем позволяли возможности. Порой ситуация доходила до критических параметров, диспетчер вынужден был давать команду на сокращение нагрузки. Бытовая нагрузка по городам, в том числе и по Свердловску, была полностью отключена, энергия нужна была военным заводам. Но иначе нельзя было: если не выровнять вовремя частоту, последствия могли быть катастрофическими – вышло бы из строя оборудование электростанций и промышленных предприятий. Частота была пульсом энергосистемы, и частотомеры стояли в кабинетах диспетчеров заводов, руководителей советских и партийных органов.
В то время автоматических устройств для предотвращения развала энергосистемы при недопустимом снижении частоты не было. Только ум и решительные действия диспетчера сохраняли работу энергосистемы. Бывало, при внезапных колебаниях нагрузки частота уходила ниже предела шкалы, диспетчер «слеп». Тогда он звонил дежурному на электростанцию, запрашивал число оборотов турбины и подсчетом по формуле определял частоту. Самая низкая частота была зафиксирована в мою смену. Она равнялась 36,3 герца», - писал диспетчер Свердловэнерго Сергей Погановский.
В архиве Свердловского оперного театра хранится свидетельство, что внезапно в зале мог погаснуть свет, спектакль останавливался. На Уралмаше шла ответственная плавка и все электричество направлялось туда. Зрители терпеливо ждали, когда появится электричество и спектакль продолжится.
Энергетикам необходимо было поддерживать сети, работавшие на пределе возможностей. В войну основу сетей составляли одноцепные линии электропередачи 110/10 кВ. Прерывание такой сети обозначало остановку предприятий. Уральские энергетики сделали невозможное – освоили метод ремонта линий под напряжением.
После эвакуации Наркомата электростанция важное энергетическое значение приобрел Челябинск. И все же в Свердловске находилось диспетчерское управление Уральской энергосистемы.
Война была огромным стрессом, она потребовала быстрого развития системы энергетики. То, на что в мирное время ушли бы десятилетия, решалось за несколько месяцев.
В 1942 году «Уралэнерго» было разделено на три самостоятельные энергосистемы «Свердловэнерго», «Челябэнерго», «Молотовэнерго». Уральская энергия питала военные заводы. И уральские энергетики достигли невозможного – дали необходимую мощь заводам и полностью обеспечили энергией городское хозяйство. По сравнению с 1941 годом в Свердловской области протяженность воздушных линий электропередачи 35 и выше кВ увеличилась с 1 185 до 11 674 километра.
Куда шел свет?
Куда отправляли электричество кроме военных заводов и жилых домов? Жизнь в военном Свердловске резко изменилось, но горожане как могли игнорировали войну. Электричество освещало сцены свердловских театров. Всю войну спектакли в Оперном, Музкомедии, Театре драмы шли каждый день. Театры не отапливались, зимой зрители сидели в шубах, но без освещения невозможно было бы играть спектакли. Электричество было необходимо в операционных. Екатеринбург превратился в город-госпиталь. В Свердловской области был развернут 161 госпиталь, 49 из них – в самом Свердловске. На Урал согласно принятой очерёдности лечения попадали самые тяжёлые раненые, требующие длительного пребывания под наблюдением врачей.
Самый большой госпиталь в Свердловске — № 414 на 1600 коек — разместился на седьмом этаже Дома промышленности по адресу улица Мамина-Сибиряка, 145.
Нужно было осветить и цеха самой необычной из военных фабрик. В годы войны в подвальных помещениях гостиницы «Большой Урал» начал работать пищевой комбинат: производили здесь суповые концентраты, кондитерские изделия и другую продукцию. Вручную делали шоколад.
Чтобы производить продукты питания, естественно, нужно было сырьё. Конфеты делали из фруктов, суповой концентрат — из дикорастущих трав, кофейный напиток — из корня лопуха, чай — из хвои. Овощи и фрукты мыли в холодной воде, горячего водоснабжения на производстве не было.
Освещали зоопарк и Ботанический сад. В Ботаническом саду в годы войны была создана биохимическая лаборатория по изучению растений в плане их пищевой ценности.
Старались осветить ясли и детские сады. Малышей туда отдавали с грудничкового возраста. Матерям нужно было работать.
Трамвай-грузовик и троллейбус на крови.
Свердловский трамвай и свердловский троллейбус тоже были частью уральской энергосистемы. Электротранспорт оказался надежным и экономичным. Он стал спасением в самых разных ситуациях.
В 1943 в Свердловске появился первый почтовый трамвай. В годы Великой Отечественной войны объём отправляемой корреспонденции в области увеличился в семь раз по сравнению с довоенным временем. В 1941 году жители Свердловска отправили на фронт 13,7 миллиона писем, а в 1943-м – уже 18,6 миллиона. Для подвоза писем от вокзала до двора Дома связи (здание Главпочтамта) протянули специальную ветку. Он курсировал по ветке улицы Толмачёва – от Дома связи (сегодня) до железнодорожного вокзала и обратно.
Многие знают, что в 1941 году из Ленинграда в Свердловск был эвакуирован Эрмитаж. Гораздо менее известен факт, что в войну свердловчан возили ленинградские трамваи.
В годы войны было построено 20 трамвайных подъездных путей к промышленным предприятиям, три новые трамвайные ветки. Катастрофически не хватало вагонов. Женщины и подростки не могли квалифицированно вести ремонт, да и запчастей очень недоставало. А вагоноремонтные мастерские занял завод, выпускавший снаряды. Было принято беспрецедентное решение: вывезти простаивавшие ходовые вагоны из блокадного Ленинграда. С неимоверными трудностями, под бомбёжками и артобстрелами начальник технического отдела предприятия Алексей Попов организовал доставку из окружённого города 60 пробитых пулями и осколками трамваев и запасных частей к ним.
Трамвай стал «главным грузовиком» города: на нём перевозили военную продукцию, раненых, уголь, хлеб, молоко, почту. Даже после войны трамвай использовали как грузовик. Артистка театра Музыкальной комедии Мария Викс вспоминает, как обратилась с просьбой к командующему Уральским военным округом Георгию Жукову, чтобы он помог достроить Дом артиста. Она просила разрешить использовать трамвай в вечернее время для подвоза стройматериалов. Почему этот вопрос решал Командующий округом неясно, но это свидетельство, что электротранспорт и после войны использовался не только для перевозки пассажиров.
Война помогла появиться в Свердловске первому троллейбусу. В 1941 году на окраину Свердловска эвакуировали из Киева завод химического машиностроения. Работников пришлось расселить где придется. Чтобы заступить на смену, многим рабочим приходилось вставать ночью и при свете факелов идти несколько километров по грунтовой дороге к проходной. Автобус или грузовик из-за перебоев с бензином не решил бы проблему. Для трамвая пришлось бы прокладывать трассу диной в 15 километров. Решили пустить троллейбус. За два месяца нужно было вкопать 739 столбов-опор для контактной сети, смонтировать и подвесить 42 километра контактного провода. Ямы под опоры должны были выкопать жители тех домов, перед которыми намечалось установить столбы. Сроки пуска линии несколько раз отодвигались. Монтаж контактной сети начался зимой 1943 года. Рабочих не останавливали даже лютые морозы. Многие операции при монтаже надо было осуществлять только обнаженной рукой. Руки монтажников прочно прихватывались морозом к металлическим клеммам.
Жительниц Нижнеисетска и Свердловска послали в Москву на курсы водителей троллейбусов. 17 октября 1943 года состоялся митинг по поводу официального ввода в эксплуатацию первой в городе троллейбусной линии «улица Фрунзе - Нижнеисетск».
Первые троллейбусы марки ЯТБ-4 были эвакуированы из Москвы сначала в Куйбышев, а оттуда попали в Свердловск. Их было 25. Выглядели они неказисто: корпуса из деревянных брусьев, покрытых листовым железом. Вместимость - по 40 пассажиров. Троллейбусы поставили в парке рядом с трамваями.
Благодаря электротранспорту удалось погасить транспортный голод и сберечь силы людей.
Испытания заставляют нас двигаться вперед. Война потребовала безумного рывка, в котором энергия людей и электричества стала энергией Победы.