Для развития каждого навыка у ребенка есть особо подходящий период. Именно в это ограниченное время психика наиболее чувствительна к освоению определенного вида деятельности, получению знания или приобретению навыка.
Так, например, для речи – этот период до 3 лет, для освоения чтения – с 5 до 6 лет. Но всегда, изучая любые нормы, помните, что каждый ребенок индивидуален. И любые нормы не аксиома. Просто важно, к примеру, в чувствительный период для освоения речи больше уделять внимания именно речи ребенка, а не, допустим, арифметике.
Это крайне важно предлагать ребенку обучиться именно тому, к чему готова его психика в данный момент, затрагивая то, к чему будет готова в ближайшее время. Всё должно быть в своё время. Если мы будем перегружать малыша тем, к чему он ещё не готов, то у него не останется сил на освоение того, что ему, действительно, сейчас по силам освоить и то, что сейчас необходимо.
Опасность многих новомодных методик раннего развития именно в том, что развивая то, что сейчас малышу не по возрасту, упускают время чувствительности к другому навыку.
Именно попадание в соответствующий период даёт хорошие плоды. Потому что в это время у ребенка наибольшая восприимчивость к освоению того или иного знания или умения. Сама природа создаёт наиболее благоприятные условия и возможности.
Периоды готовности ребенка к освоению навыков
С 1 года до 3 лет
- Наиболее чувствительный период для развития речи:
накопление словарного запаса,
обучение выражению своих чувств и желаний.
- В этот период ребенок активно осваивает движения, именно поэтому важно делать упор на развитие крупной и мелкой моторики.
2.5–3 года
- Развивается логика и последовательность речи.
3-4 года
- Благоприятное время для подготовки к письму. У ребенка возникает интерес к системе знаков, к обозначению букв и цифр.
- В этот же период происходит совершенствование речи, она становится осознанной.
4-5 лет
- На передний план выходят музыка и математика.
- Важный период для социального развития.
5-6 лет
- Наилучшее время для перехода к чтению.
- В этот период просто необходима социализация, так как именно в это время прививаются социальные навыки и нормы поведения.
С 7 лет
- Основной деятельностью становится учёба во всех смыслах.
Вот почему будет неправильным удерживать двухлетнего кроху для изучения цифр за столом. Ведь сейчас для него главное – это движение и развитие речи. А они между собой тесно взаимосвязаны. Подробнее здесь.
Природой все мудро и гармонично продумано, развитие идёт поступательно, высшие психические функции запускаются с развитием более простых.
Конечно, заниматься развитием ребенка необходимо, но важно делать это последовательно и мудро, словно сама природа, и тогда это принесет огромную пользу вашему чаду! ❤️