Пражская наступательная операция советских войск с толикой человечности.
30 апреля 1945 года, советские войска практически взяли Берлин и уже вели бои за Рейхстаг. Потеряв всякую надежду избежать поражения, Адольф Гитлер совершил самоубийство. 2 мая, комендант Берлина Гельмут Вейдлинг, объявил о безоговорочной капитуляции гарнизона города. Советские бойцы были убеждены, что цель достигнута - взятие столицы Германии означало долгожданную победу. Однако некоторые немецкие части по-прежнему не собирались сдаваться без боя. Перед своим самоубийством, Гитлер назначил преемника - гроссадмирала Карла Дёница. Новый рейхспрезидент надеялся капитулировать на выгодных условиях перед западными союзниками СССР. Немецкое командование предвидело неизбежность конфликта между Советским Союзом и западными государствами, и расчитывало продолжить борьбу с коммунизмом уже под другими знамёнами.
По решению Ялтинской конференции, освободить Прагу должны были части Красной армии. Но, в начале мая, главнокомандующий англо-американскими экспедиционными силами Дуайт Эйзенхауэр, предложил советским войскам помощь. Политическая подоплёка благородного жеста была очевидной. В ответной телеграмме, начальник генштаба РККА, генерал Алексей Антонов, напомнил союзникам о прежних договорённостях. К тому же, советские войска действительно не нуждались в помощи - разработка операции по освобождению Праги уже находилась в завершающей стадии.
В Чехословакии Красной армии противостоянии соединения группы армий "Центр". Основные удары было решено нанести по её флангам. Войскам 1-го Украинского фронта предстояло занять Дрезден и продвинуться к Праге с северо-запада. Главная ударная группировка фронта включала три общевойсковые, две танковые армии, два танковых корпуса и пять артиллерийских дивизий. Поддержку с воздуха оказывали истребительная дивизия трижды Героя Советского Союза, полковника Александра Покрышкина и соединения штурмовой авиации. Части 2-го Украинского фронта должны были наступать на Прагу с юго-востока, вдоль долины реки Йиглава. В состав ударной группировки входили: четыре общевойсковые, одна танковая армия и конная механизированная группа. Кроме того, планировались вспомогательные удары другими соединениями обоих фронтов, а также силами 4-го Украинского фронта и второй армии Войска польского. Важнейшей целью операции было окружение в северо-восточной Чехословакии основных сил группы армий "Центр". После падения Берлина, многие соединения Вермахта капитулировали, но группа армий "Центр" по прежнему сохраняла боеспособность. В её составе было около 60 дивизий, общей численностью более миллиона человек. 10 тысяч орудий и миномётов, около 2 тысяч танков и тысяча самолётов. В войсках соблюдалась строгая дисциплина, достигнутая с помощью карательных мер. Командующий группой армий "Центр", генерал - фельдмаршал Фердинанд Шёрнер выполнял последнюю волю фюрера - превратить Прагу во второй Берлин.
Пока шли бои, немецкие военачальники всех рангов стремились вывезти из городов всё самое ценное. Что не успевали, то прятали здесь же, в надежде вернуться за награбленным потом. Картины Дрезденской галереи имели высокую стоимость и бросить их нацисты были не в силах. Культурные реликвии чешского народа также могли исчезнуть.
Прага всё ещё находилась в руках генерала Шёрнера. Всё решало время. Поэтому определяющим фактором успеха советского наступления была стремительность. По замыслу Ставки Верховного главнокомандования, основная роль в операции отводилась мощным танковым и механизированным соединениям 1-го Украинского фронта. Основная ударная группировка насчитывала 10 танковых корпусов, в общей сложности 1600 бронемашин. Всего за несколько дней танкистам предстояло пройти более двухсотпятидесяти километров и преодолеть рудные горы на границе между Чехословакией и Германией. Для быстрого прорыва обороны, в соединениях фронта создавались передовые подвижные группы, которые должны были захватить стратегически важные участки на перевалах. Малейшая задержка могла надолго остановить наступление, позволив противнику перебросить резервы на участок прорыва. Опытные командиры, которые помнили, какой ценой достаётся победа над фанатичным противником, предвидели потери. Они принимали бодрые доклады молодых офицеров и постоянно напоминали о необходимости сохранения людей и избегании разрушений, в особенности культурных ценностей, которыми были богаты Дрезден и Прага. Этого требовали командование и жизнь - солдаты и офицеры устали от войны, со дня на день ожидая капитуляции.
Настроение в войсках было приподнятое. "Столичная правда" уже писала о том, как в стране налаживается жизнь. Младший лейтенант Леонид Рабинович, до войны художник, подойдя к Дрездену в составе пятой гвардейской армии, размышлял над тем, удастся ли посмотреть картины из знаменитой галереи. Накануне операции во всех подразделениях прошли политзанятия. От бойцов потребовали уважительного отношения к мирным жителям, как к чехам, так и к немцам.
Начало наступления было запланировано на 7 мая. Авангард 1-го Украинского фронта должен был выйти к Праге на шестой день операции, однако обстоятельства заставили сократить эти сроки. 5 мая жители Праги подняли восстание против оккупационных властей. Вскоре им удалось взять под контроль центральную часть города, в том числе и мосты через Влтаву. Улицы перегородили баррикады. Фельдмаршал Шёрнер отдал приказ подавить восстание. За годы Второй Мировой войны древняя Прага не пострадала от боевых действий, но сейчас могла повторить судьбу Варшавы, Будапешта и Берлина, которые немецкие войска превратили в укреплённые районы обороны. К городу стягивались части Вермахта и СС. Плохо вооружённые отряды повстанцев не могли противостоять этой силе. В ночь на 6 мая, радиостанция Праги передала воззвание на русском языке: "Праге очень нужна помощь! Пришлите авиацию и танки. Немцы окружили Прагу и наступают на неё. Ради Бога, помогите! Мы истекаем кровью. Братья! Ждём помощи!" Призыв был услышан. Войска 1-го Украинского фронта получили приказ незамедлительно идти в наступление.
Утром, 6 мая, по немецким позициям в районе Дрездена, одновременно ударили 5680 орудий и миномётов. Плотность огня на участках прорыва достигала двухсот стволов на километр. Сразу после артподготовки, в атаку пошли передовые отряды 3-й и 4-й танковых армий. Мощный удар был полной неожиданностью для противника - его разведка не смогла обнаружить сосредоточения крупных соединений советских войск.
У одного из пленных немецких офицеров при себе обнаружилась карта, на которой были нанесены дислокации войск на большом протяжении фронта. Это позволило советскому командованию скорректировать направление ударов, выиграть время и сократить потери. Как выяснилось, сплошная линия обороны на этом участке фронта отсутствовала, а отдельные узлы можно было обходить манёврами. В бой были без промедления введены основные силы. К вечеру 6 мая, танковые соединения смогли продвинуться на 50 километров вглубь немецкой обороны. В ночь на 7 мая, представитель немецкого командования, генерал Альфред Йодль, подписал акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Об этом сразу же был уведомлен Фердинанд Шёрнер. Однако, подчиняться решению его высшего командования он отказался. Шёрнер понимал, что капитуляция перед советскими войсками неминуемо приведёт его на скамью подсудимых и поэтому расчитывал сдержать натиск Красной Армии, чтобы затем сдаться на выгодных условиях англо-американским войскам. Он надеялся, что его репутация непримиримого борца с большевизмом, позволит ему уйти от ответственности. Но его мыслям не суждено было сбыться и события развились совсем не по плану Шёрнера.
Ранним утром, 7 мая, в наступление пошли войска 2-го Украинского фронта. 7-я гвардейская армия сходу провала оборону противника и обеспечила условия для ввода в бой крупных танковых соединений. Наступая вдоль шоссе Брно-Прага, части 6-й гвардейской танковой армии стремительно приближались к чехословацкой столице. Успешно продолжали наступление и войска 1-го Украинского фронта. Танковые подразделения вели бои круглосуточно. Авангарды опережали противника, не давая ему организовать оборону на участках прорыва. 7 мая все перевалы через рудные горы были захвачены и советские войска вступили на территорию Чехословакии.
В ночь на 8 мая, передовые подразделения 4-й гвардейской армии нагнали на шоссе отступающую колонну немецких автомашин и сходу её атаковали. Разгромив противника, танкисты двинулись дальше, не медля ни секунды. Лишь спустя несколько дней, они узнали о том, что им удалось уничтожить штаб группы армий "Центр". Фердинанд Шёрнер жёстко карал дезертиров, но после разгрома штаба сам последовал их примеру. Он сменил китель на гражданскую одежду и попытался укрыться в горах, бросив войска на произвол судьбы. Вот только запущенный им маховик продолжал работать - командиры низшего звена исполняли приказы фельдмаршала, даже не подозревая о том, что война закончилась. На участке наступления 5-й армии были сконцентрированы самые боеспособные части противника, которые повсеместно оказывали ожесточённое сопротивление. Лишь к исходу 8 мая советским частям удалось взять Дрезден.
Февральске налёты английской авиации превратили древнюю саксонскую столицу в руины, причём больше всего пострадали не военные объекты, а именно архитектурные памятники. Шедевры мирового искусства Дрезденской галереи, в том числе и Сикстинская мадонна Рафаэля, исчезли бесследно. Несмотря на сложную боевую обстановку, штаб 5-й гвардейской армии получил приказ сформировать оперативную группу для поиска культурных ценностей. В состав группы нужно было включить специалиста искусствоведа. Тогда то один из штабных офицеров и вспомнил про своего старого приятеля. Строго говоря, Леонид Рабинович не был искусствоведом, но имел художественное образование и как раз об экспозиции Дрезденской галереи знал многое. Вскоре он уже осматривал руины дворца Цвингер, в котором находилась галерея. Зацепок не было никаких. Бомбы уничтожили всё. Как сообщили местные жители, все экспонаты галереи были вывезены в неизвестном направлении. О том, где они расположены, не знал никто, операция проходила в обстановке строгой секретности, свидетели устранялись. Но вскоре поиски привели к первому результату. В Дрезденском музее Альбертинум, была найдена потайная дверь в подвал. При первом же осмотре, Рабинович обнаружил явные признаки минирования. Он обратил внимание на два провода, ведущие в стену. В Альбертинум были срочно вызваны сапёры. Оказалось, что провода были подведены к шести ящикам с толом, и достаточно было их замкнуть неосторожным ударом, чтобы произошёл взрыв огромной силы. Советские сапёры справились со сложной задачей. Диверсию удалось предотвратить и сохранить бесценные экспонаты музея для мировой культуры. Среди скульптур и ящиков поисковая группа обнаружила план с нанесёнными на него шифрованными обозначениями. Было очевидно, что поиски Дрезденской галереи нужно было продолжать.
В ночь с 8 на 9 мая, в Берлине, состоялась официальная церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии. Маршал Иван Конев обратился по радио к немецким войскам, предложив им сложить оружие,но ответа не последовало. Ударная группировка 1-го Украинского фронта продолжила свой путь к Праге.
В Дрездене, после нескольких дней поисков, группа Рабиновича вышла к узкоколейному пути около заброшенной штольни. Там было обнаружено около семисот картин великих мастеров - Рембрандта, Дюрера, Тициана,а среди них и Сикстинская мадонна. Условия хранения шедевров мирового искусства были далеки от музейных - сырость, пыль, плесень. Почти все картины срочно нуждались в реставрации. По распоряжению командующего фронтом, они были отправлены в Москву специальным поездом и вернулись в Дрезден уже после войны.
Совершив девяностокилометровый марш-бросок, 9 мая, в три часа ночи, передовой отряд 4-й танковой армии вышел на окраины столицы Чехословакии. Почти одновременно в город вступил и авангард 3-й танковой армии. Обстановка была неопределённой - многие немецкие подразделения спешно отступали на запад, но некоторые части пытались держать оборону. На одних улицах советских танкистов встречали с цветами местные жители, на других их ждали засады гранатомётчиков. Впрочем, замешательство продлилось недолго. К 10 часам утра, 9 мая, Прага была полностью освобождена. Её знаменитые культурные памятники в ходе боёв почти не пострадали. В полдень, в Москве был дан салют в честь освобождения чехословацкой столицы.
В то же время в окрестностях продолжались бои. В 13 часов танкисты генерала Лелюшенко соединились с авангардом 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта. Кольцо вокруг группы армий "Центр" сомкнулось. Избежать окружения и достичь позиций американских войск удалось лишь нескольким нацистким дивизиям.
Всего в ходе наступления было взято в плен около 860 тысяч солдат и офицеров Вермахта и СС. Сам фельдмаршал Шёрнер, горным тропами всё же смог пробиться к позициям союзников советской армии. Он надеялся, что им понадобится помощь такого опытного и идейного военачальника. Однако союзники не рискнули принять одиозного фельдмаршала, не принявшего акта капитуляции и, через некоторое время выдали его Советскому Союзу. Последние очаги немецкого сопротивления были ликвидированы только 12 мая.
Пражская операция стала финальным аккордом Второй Мировой войны в Европе. Несмотря на то, что наступление планировалось в сжатые сроки, всего за три дня войска смогли преодолеть большое расстояние, освободить крупный город окружить мощную группировку противника. Мастерское планирование и стремительность наступления, позволили избежать больших потерь.
В эти майские дни Прага встречала маршала Конева цветущей сиренью, и он с удовольствием осматривал прекрасный город, спасённый от разрушения. Советские армии вместе с ним маршировали по улицам, усыпанным цветами, и ждали самого главного приказа за эти годы - демобилизации.