9 мая в этом году особенное: без парадов, фейерверков, гуляний и музыки. Нет на улицах ветеранов в форме и с медалями, нет юношей и девушек, поздравляющих их и вручающих им букеты гвоздик. Может быть, поэтому нынешний День Победы переживается очень лично и глубоко...
...Моя семья много лет дружила с одним ветераном. Звали его Николай Максимыч. Каждый вечер, выгуливая собак, мы встречались с ним во дворе. Этот бодрый дедушка очень напоминал старичка из советского фильма “Свадьба с приданым”: он носил точь-в-точь такую же кепку с козырьком, такую же седую бороду и причёску, и даже лицо у него было похожим! А главное — Николай Максимыч был таким же весёлым и мудрым, как его кинодвойник.
Бывая у него в гостях, слушая его рассказы о войне, я поражалась: как можно пройти через ад — и сохранить радость жизни, веру в добро и любовь к людям? У Николая Максимыча было отменное чувство юмора, стальная воля и напрочь отсутствовала жалость к себе. Возможно, именно поэтому он дожил до глубокой старости и, даже став инвалидом, по-прежнему балагурил, радовался солнцу и добродушно ворчал на своих непослушных псов.
Вспоминаю другого участника войны, имени которого не запомнила. Как-то 9 мая мы с одноклассницами поздравляли ветеранов на Старом Арбате и разговорились с одним из них. Он показал нам маленькое фото своей жены — старое, пожелтевшее, всё в заломах и потёртостях. Эта красивая женщина тоже ушла на фронт. Они потеряли друг друга, а встретились только после окончания войны. Думали, что уже не увидятся. Женщина с фото умерла раньше мужа, и, говоря о ней, старик не мог сдержать слёз. И мы с девчонками, слушая его рассказ, тоже рыдали. Ветеран так разволновался, что вдруг резко развернулся и зашагал прочь...
В позапрошлом году мы с учениками ходили в соседний со школой дом поздравлять тех, кто воевал. Это дряхлые бабушки и дедушки, некоторые даже не могут подняться с постели. Поэтому так важно успеть сказать им о своей признательности, ведь следующего 9 мая они могут не увидеть.
Я не верю в то, что подвиг этих людей когда-нибудь забудется. Только не в России. Не в тех государствах, с которыми мы были когда-то одной большой страной. Память о войне слишком жива, слишком близка, слишком болит. И это навсегда.
...Стоя у Вечного огня на пустой площади маленького города, я думаю о миллионах неслучившихся жизней, о покорёженных судьбах и изувеченных телах — о страшной цене, которую заплатили наши люди за Победу. И впервые задумываюсь о личной благодарности.
Как отблагодарить ушедших? А живых? Повысить для них качество медицины и жилищных условий мы не силах. Согреть вниманием и любовью, убаюкать их старость могут только родные и оставшиеся друзья. А что можем мы, которые им даже незнакомы? Наверное, в нашей власти помнить об их подвиге. Собираться за столом на 9 мая, петь песни военных лет, смотреть старые и новые фильмы о войне. Рассказывать о ней детям и внукам, читать книги и стихи. А ещё — быть счастливыми на своей земле. Это, пожалуй, самая очевидная и самая трудновыполнимая благодарность. Ведь все, кто погиб, и все, кто, пройдя через ужасы войны, выжил, — все они воевали за то, чтобы их потомки жили свободно и счастливо.
Так что наше счастье — наша главная благодарность ветеранам. Давайте будем просто жить счастливо — как понимается и как получается, изо всех сил! Так же, как и они изо всех сил приближали Победу, сомневаясь, борясь со страхом и отчаянием, перенося боль, теряя близких, подчас не веря в то, что всё когда-нибудь станет хорошо.