Когда вы смотрите на фотографии знаменитого китайского «художника-невидимки» Лю Болина, может показаться, что на них запечатлены необычные пейзажи, не более того. Однако если присмотреться внимательней, на каждой можно разглядеть контур стоящего человека. В его фигуре есть что-то тревожащее, вызывающее вопросы. Что он здесь делает? Что символизирует его присутствие? С какой целью он вписал себя в пейзаж?
Конечно, фигура — это и есть Лю Болин, который «исчезает в городе», становясь «человеком-невидимкой». Прежде всего художник тщательно выбирает фон и место, которое имеет для него символическое значение и в то же время вызывает отклик у других. Затем он вместе с командой определяет свое точное положение на снимке и подбирает костюм. Одежду раскрашивают так, чтобы он полностью сливался с подобранным фоном, на это уходит около 4–5 часов. Затем Лю Болин надевает готовый костюм и совершенно неподвижно стоит в выбранной точке, пока помощники раскрашивают его лицо и делают снимки. На создание одной фотографии, даже с учетом усилий пяти или шести человек, может уйти целый день.
Художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фотографий. Снимки Болина точно передают, как краска наложена на него в этот конкретный день, в эту конкретную погоду и при этом конкретном освещении.
Включение себя в определенный пейзаж позволяет Лю Болину высказать протест против политического климата или социальной ситуации, сохраняя при этом определенную степень анонимности. Кроме того, он осмысливает в своих работах проблемы экологии и глобального потепления.
«С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то, что условия жизни улучшаются, люди вычеркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет свое значение», — утверждает художник.
Биография художника
Лю Болин родился в Китае в провинции Шаньдун в 1973 году. Получил степень бакалавра и затем магистра искусств в Центральной академии искусств в Пекине. Его работы выставлялись по всему миру, в том числе в Центре Помпиду (Париж, Франция); в Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия); в штаб-квартире ООН (вестибюль главного входа) и в Центральном учреждении ООН (Нью-Йорк, США). Работы художника включены в собрания с мировым именем, например, в Unicredit Group (Милан, Италия), Société Générale (Франция), музей Fotografiska (Стокгольм, Швеция) и Fondation Ariane de Rothschild (Мадрид, Испания).