Кто я такой и зачем живу? В чём смысл моей жизни? И кто вообще придумал наш мир, и почему этот мир развивается именно так, а не иначе?.. И почему на него нападают коварные вирусы, природу которых мы просто не понимаем?
Мудрецы говорят, будто дети рождаются с такими вопросами. Их глубоко волнует тайна жизни и мироздания. Однако годы делают своё дело, и человек, заморочившись каждодневностью, забывает вопросы о смысле жизни, как и прочие глупости наивного детства.
Ну, а если не забывает?
И вот вам я, вроде солидная тётка, писатель, мучась загадкой мироустройства, жадно грызу новейшие научные откровения с их попыткой проникнуть за границы материального мира и понять, наконец, какая связь существует между нашим и Тем – загадочным Высшим миром, которого мы не знаем. Больше того. В нашем сегодняшнем дне, кода сама Природа – то наводнением, то пожаром, то запахом близкой войны, то грозным, уму непонятным вирусом – гонит бедное человечество в пропасть, и оно бессильно разводит руками перед этим накатом ужаса, мой детский вопрос обретает такую неизъяснимую остроту, что вот, кажется, не найду на него ответ – значит, вся моя жизнь, бессонницы, книги, удачи и поражения -- всё было зря. Потому что неуправляемая Природа в любую секунду готова поставить точку над всей человеческой жизнью.
Но в чём причина её растущей враждебности к человеку?
Неужели мы, люди, созданы лишь для того, чтоб погубить свою Землю?!
А ответа всё нет и нет.
Но вдруг… Именно вдруг.
Так как даже вспомнить уже не могу, как эта книга приплыла ко мне.
Но приплыла. И я её прочитала – залпом! Как сногсшибательный детектив.
Хотя сама книга повествует вроде о скучных серьёзных вещах: история человечества.
Книгу создали два автора: историк и каббалист.
Значит, история человечества представлена в ней не только глазами историка, к чему мы привыкли, а исследуется методом каббалы. Как оказалось, каббала – древнейшая из наук, она обладает фундаментальным знанием о мироздании, без которого невозможно понять движение жизни, ни лично своей, ни общественной. А что особенно ново и поражает – её взгляд на материю. Материю, из которой созданы люди и всё, что нас окружает, вплоть до вселенной, каббала называет – желанием насладиться, или эгоизмом.
Развиваясь внутри человека, и развиваясь по нарастающей, наш эгоизм – как отлично отлаженный двигатель -- движет течением жизни, толкая человечество от наслаждения к наслаждению, то есть на поиск всё более совершенных форм жизни, на беспрерывный, безостановочный поиск лучшего. Таким образом человечеством – изнутри его самого - управляет Природа. И, когда тебе объясняют это, то уже понимаешь, что наша история – не случайный набор всевозможных цивилизаций, формаций, прогрессов, упадков, открытий и всё новых и новых войн или катаклизмов, а – жизнь живого организма, развивающегося под давлением законов самой Природы, или высшей духовной сферы. О которой, кстати будь сказано, нас давно познакомил Владимир Вернадский.
Повинуясь этим законам – сегодня наш мир обнажает свою интегральность. Это значит, что между странами и людьми так укрепляются связи, будто все мы становимся частью единого организма, в котором всё зависит от всех. И, если я, человек, завишу от всех, то, само собой разумеется, я обязана знать, изучать, уважать желания этих всех и жить, считаясь с их интересами. Или, как учили пророки тысячи лет назад, должна жить по известному всем нам закону «Полюби ближнего как самого себя».
А что делаем мы? С кем мы считаемся и кого мы любим?
Ответ знают все: ни с кем, никого.
Мы живём, как привыкли жить: разоряем и засоряем Землю и космос; сеем безумную ненависть между народами, странами и даже религиями. Мы – как цепные псы – не способны ужиться с самыми близки нам людьми. И просто не понимаем, как быть человеком и как полюбить соседа.
А между тем, мудрецы говорят, что как только мы обучимся этому природному языку – жить ради всех – Природа вмиг подобреет к нам. И прекратятся все эти кризисы и непонятные вирусы, войны, депрессии, безработица, бандитизм и наркотики; исчезнут правительства, не способные управлять страной; растворятся дикость и пошлость нравов, безразмерная алчность и воровство; жизнь обретёт высокую цель, перспективу и смысл.
Вот в таком подходе к истории и состоит новизна этой книги.
Этим книга ошеломляет.
И, конечно, я, по своей привычке делиться радостью с другими людьми, предложила её почитать друзьям. Все они народ любознательный и страстные книгочеи.
Однако!
Друзья – почти хором – сказали, что книга сложна и читать её трудно.
В этом есть доля истины.
Книга – если сразу не согласиться с её взглядом на мир и законы его развития - трудновата для чтения. В ней много ума, цитат, ссылок, подробностей, имён и теорий мыслителей, пытавшихся докопаться до самых корней истории человечества. Иногда обилие ссылок и точностей утомляло. Но я понимала авторов. Ощущая всю новизну своих взглядов, они своей въедливой скрупулёзностью стремились поддержать не себя – уж они-то знали, о чём писали! – они не надеялись на меня, на своего читателя. Они не верили, что я есть и готова принять их взгляд на историю.
А я – вот она я, Лидия Латьева – я их ждала.
Страстно и жадно!
И, читая их книгу, получила величайшее наслаждение от того, что -- прикоснулась к истине.
Поняла, наконец, ответ на свой детский вопрос: как создан наш мир, как он развивается и в чём смысл, в чём конкретная роль моей личной жизни и жизни всего человечества. А сейчас доподлинно знаю, зачем пришёл этот вирус и что он хочет от нас. Больше того. Он будет нас вразумлять и бить, пока каждый из нас, как сказал А. Эйнштейн, не пожелает «расширить сферу своего участи до целого мира».
На этом закончу свои впечатления.
Ха!.. Чуть не забыла. Книгу создали: историк В. Хачатурян и каббалист М. Лайтман. Она называется «Судьбы человечества». Появилась книга давно. Но – как показало время – взгляд на историю за эти годы не изменился.
Сама книга не стала бестселлером.
Не потрясла наш мир.
А -- жаль!
Потому что сегодня наш мир в такой беде и в такой темноте, что нам, человекам, пора уже потрястись, читая подобные книги.
И не просто читая.
А – учась понимать Природу -- сменить вектор своей истории.
От невежества и бессмысленных войн к – осмысленной, созидательной, дружной жизни.
,