Хочу рассказать о фильме литовского режиссёра Раймондаса Вабаласа «ПОЛЁТ ЧЕРЕЗ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН» (1983)
В картине говорится об одном из первых дальних перелетов в истории авиации.
События происходят в Литве, Франции и США в период с 1927 по 1933 год. Литовский лётчик Стяпонас Дарюс ради воплощения своей давнишней мечты — беспосадочному перелёту через Атлантический океан, берёт на службе долгосрочный отпуск и отправляется в Соединённые Штаты с целью найти единомышленников. Его путь пролегает через Францию, где он становится свидетелем неудачной попытки трансатлантического полёта французских лётчиков Шарля Нанжессера и Франсуа Коли на самолёте «Белая птица». Помня о том, что над Атлантикой главенствуют западные ветра, Дарюс предполагает проложить свой будущий маршрут из Нью-Йорка в Каунас. На паях со своим новым товарищем Стасисом Гиренасом он покупает самолёт, который с помощью своих соотечественников из многочисленной литовской диаспоры, будет переоборудован для нужд предстоящей экспедиции.
15 июля 1933 года маленький одномоторный самолет «Литуаника», управляемый литовскими летчиками поднялся с территории США и взял направление на литовскую столицу Каунас. Самолет находился в полете 37 часов — столь длительные полеты еще никто в мире не совершал до доблестных летчиков. Но, совершив знаменательный полет через Атлантический океан, «Литуаника» закончила свой путь над фашистской Германией, где была сбита огнём зенитной артиллерии над секретным концентрационным лагерем Берлинхен в Германии.
Вот такой, если быть кратким, сюжет фильма. И такой вот финал выбрал режиссёр.
На самом же деле существует несколько версий гибели лётчиков.
Официальная версия немецкой комиссии: причина аварии - плохие погодные условия (гроза) и перерасход топлива, который привёл к недопустимо опасному снижению. Также существует версия, согласно которой катастрофа произошла из-за того, что при попытке приземлиться и переждать непогоду на земле самолет задел верхушки деревьев. Ну и в советской историографии было принято утверждение, что «Литуаника», пролетая над секретным немецким объектом, была определена как вражеский разведывательный самолёт и сбита нацистами. Именно этой версии и придерживался режиссер, отстаивая сценарий фильма.
По словам актёра Ремигиюса Сабулиса, который сыграл роль лётчика Стяпонаса Дарюса, сценарий фильма в Госкино принимать не хотели. Но режиссёру удалось доказать кинематографическому начальству в Москве, что эта картина необходима не только Литве, но и всему Советскому Союзу. Он опирался на одну из версий сценария, где говорилось что самолёт «Литуаника» расстреляли пришедшие к власти гитлеровцы. Именно эта версия и понравилась чиновникам.
Подтверждений эта версия, как собственно и другие, не имеет. Обстоятельства гибели литовских летчиков до сих пор остаются невыясненными.
Сюрпризом, особенно для театралов, станет то, что одну из главных ролей Стасиса Гиренаса сыграл знаменитый сегодня режиссер мировой величины Эймунтас Някрошюс. К сожалению, это его единственная главная роль в кино. А всего он принял участие в четырёх художественных фильмах. Помимо «Полёта через Атлантический океан» Э. Някрошюса можно увидеть во второстепенных ролях в фильмах «Уроки ненависти», «Отряд» и «Коридор».
В картине собрался замечательный актёрский состав. Кроме уже упомянутых Эймунтаса Някрошюса и Ремигиюса Сабулиса, в фильме снимались такие звёзды литовского кино как Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Повилас Гайдис, Гедиминас Гирдвайнис, Юозас Киселюс, Альгимантас Масюлис, Альгис Матулёнис и ещё один известный литовский театральный режиссёр Йонас Вайткус.
Режиссёр фильма Раймондас Вабалас родился 5 марта 1937 года в Париже, Франция. В 1952-1956 годах — актёр и ассистент режиссёра Паневежского драмтеатра, одновременно учился в студии при театре.
В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Льва Кулешова и Александры Хохловой, защитился в 1964).
Наверно самый популярный его фильм в Советском Союзе – трёхсерийный «Смок и Малыш» по Джеку Лондону.
Так же известны его фильмы – «Марш! Марш! Тра-та-та!»(комедия-памфлет), «Лестница в небо»( Государственная премия Литовской ССР, Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля художникам фильма, Первый приз кинофестиваля республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии), «Камень на камень», «Подводя черту», «Обмен».
Для фильма «Полёт через Атлантический океан» известный в Литве пилот-конструктор Владас Кянсгайла создал достаточно аутентичную реплику самолёта. Режиссёр Р. Вабалас просил создать хотя бы макет самолёта, но в результате всё это вылилось в летающую копию в масштабе 1:1. Она была построена в 1983 г. в Паневежском аэроклубе.
Позже её неоднократно демонстрировали на различных мероприятиях (как дома, так и за границей) и авиационных праздниках, как на земле, так и в полёте. С 2003 г. находится в Музее авиации города Каунас. В 2013 г. принимала участие в празднованиях по случаю юбилея перелёта
Фильм до сих пор является лучшим историко-патриотичным фильмом, сделанным в Литве. Также только в кинотеатрах его просмотрело более 647 000 тысяч человек. Ни один из фильмов Литовской киностудии ни до ни после не собрал такого количества зрителей.