Найти в Дзене
PRO_Чтение

Великое межевание детской литературы

Здравствуйте, друзья! Очевидно, что детская книга может быть неинтересной в основном по двум причинам: бесталанный автор и топорный перевод. Возникает резонный вопрос - если всё так плохо, зачем вообще нужны такие книги? Поищем ответ в полуавтобиографической книге “От двух до пяти”, где светило советской детской литературы - Корней Иванович Чуковский - описывает развитие детской английской литературы : “... Тогдашние детские авторы (речь идёт о 16-м (!) веке ненавидели в ребёнке - ребёнка. Детство казалось им какой-то непристойной болезнью, от которой ребёнка необходимо лечить... Оттого-то в мировой литературе до недавнего времени не было ни одной весёлой детской книги... Сам Чосер, гениальный рассказчик, когда сделался детским писателем, написал для маленького сына “Трактат (!) об астролябии”! ...В пору диктатуры пуритан (18-й век)... единственные книги, которые считались... пригодными для трёхлетних малюток, были унылые кладбищенские размышления о смерти!... Вот какие диалоги печата
... или "Почему все иностранные книжки такие глупые?"
... или "Почему все иностранные книжки такие глупые?"

Здравствуйте, друзья! Очевидно, что детская книга может быть неинтересной в основном по двум причинам: бесталанный автор и топорный перевод. Возникает резонный вопрос - если всё так плохо, зачем вообще нужны такие книги? Поищем ответ в полуавтобиографической книге “От двух до пяти”, где светило советской детской литературы - Корней Иванович Чуковский - описывает развитие детской английской литературы : “... Тогдашние детские авторы (речь идёт о 16-м (!) веке ненавидели в ребёнке - ребёнка. Детство казалось им какой-то непристойной болезнью, от которой ребёнка необходимо лечить... Оттого-то в мировой литературе до недавнего времени не было ни одной весёлой детской книги... Сам Чосер, гениальный рассказчик, когда сделался детским писателем, написал для маленького сына “Трактат (!) об астролябии”!

Картинка миленькая, истории - пугающие...
Картинка миленькая, истории - пугающие...

...В пору диктатуры пуритан (18-й век)... единственные книги, которые считались... пригодными для трёхлетних малюток, были унылые кладбищенские размышления о смерти!... Вот какие диалоги печатались в изданной пуританами “Первой книге для чтения”:
“(Взрослый): - Хорошо ли будет тебе в АДУ?
(Ребёнок): - Меня будут там ужасно мучить;
(В): - А с кем тебе придётся там жить?
(Р): - С легионами дьяволов и мириадами грешников.
(В): - Доставят ли они тебе утеху (!!!)?
(Р): - Нет, но они умножат мои адские муки.
(В): Угодив в ад. долго ли ты будешь мучаться там?
(Р): - Вечно!”


... Но потом, когда кончилось пуританское иго,... надвигалась эпоха буржуазной индустрии (19-й век), и гениальный предтеча мещанского утилитаризма Джон Локк стал приспосабливать к этой эпохе детей. Лозунгом педагогики стало: нужно только взрослое, учёное, общеполезное. По системе Локка удавалось так чудовищно обрабатывать бедных младенцев, что они к пятилетнему возрасту могли показывать на глобусе любую страну. Жаль, только, что к десяти годам эти миниатюрные Локки становились поголовно идиотами. Легко ли не стать идиотом тому, у кого насильственно отнято детство!”. Кстати, подобные случаи, когда дети становились слабоумными из-за неуёмного педагогического рвения мамок и нянек, были настолько часты, что о них писали по обе стороны океана, например, эту тему поднимала и американская писательница Л.М. Олкотт (”Маленькие мужчины”) почти за сто лет до высказываний К.И. Чуковского.

Итак, подходя к Викторианской эпохе, английская литература предлагала детям такие варианты для чтения:
1) Нудное морализаторство, которое подсовывали благородным детям для воспитания хорошего тона: многословные “Зерцала юности” и воскресные “истории о плохом мальчике Джеймсе и хорошем мальчике Джиме”, в конце которых Джеймса непременно наказывал господь (Марк Твен в конце 19 века написал “Рассказ о дурном мальчике”, в котором от души иронизировал над таким распределением ролей);

Слащавая иллюстрация к зловещей сказке
Слащавая иллюстрация к зловещей сказке

2) Страшные сказки - тогда сказки печатались без купюр, Белоснежка на своей свадьбе заставляла мачеху плясать в раскалённых сапогах, Мальчика-с-пальчика и его братьев хотели зарезать и съесть собственные родители, Золушкиной мачехе и её дочерям божьи голубки выклёвывали глаза. Писатели, зная любовь читателей к “страшилкам”, подливали масла в огонь и сочиняли готические сказки с призраками и проклятыми принцессами - одна страшней другой.
3) Книги по естественной истории, которые читали все дети без исключения (благодаря моде “раннего развития по Локку”).

Беатриса Поттер стала первым писателем, залатавшим громадный пробел: отсутствие сказок для самых маленьких, которым мораль читать рано, страшилки их просто лишат сна, а современные научные изыскания просто не по зубам. С 1902 года она издаёт крошечные сказочки, которые правильно было бы назвать побасенками - незатейливые, простые для понимания малыша, а главное, нескучные. Книжки легко умещались в детской ладошке, картинки - вот чудо! - были на каждом развороте!

Иллюстрация Б.Поттер к сказке "Портной из Глостера"
Иллюстрация Б.Поттер к сказке "Портной из Глостера"

Рассматривать книжку было интересно, и малыши сами, без указки сверху, заучивали смешные истории про кроликов, мышек, белочек и прочую мелкую живность, ведущую вполне британский образ жизни: с визитами вежливости, пятичасовым чаем и неустанной заботе о собственном домике.
Собственно, Б.Поттер сама создала и сама задала деление всей детской литературы на “STORY BOOK” (”заумную” и “страшную” детскую литературу, которая с появлением писательницы никуда не делась) и “PICTURE BOOK” (книжки с картинками, которые были и до Поттер и выглядели как альбомы на “естественнонаучную” тематику, БЕЗ текста).
Со временем столетняя традиция выродилась в крайности: неиллюстрированные сборники чудесных сказок мастеровитых писателей (Р.Киплинга, К.С.Льюиса, П.Трэверс) и иллюстрированные авторские сказки, сюжет которых кажется нам, взрослым, “глупеньким”.
Спасибо за внимание и подписывайтесь на канал PRO_Чтение.

Источники иллюстраций: comboplayer.ru feedback.nevsedoma.com.ua pinterest.ru