Создатель легендарной "вундертим" и первый великий тренер довоенного футбола.
Тренировал: «Винер-Аматер» (1912-13), сб. Австро-Венгрии (1912-14), сб. Австрии (1919-37).
Вероятно не было в истории европейского футбола личности более разносторонне одаренной, чем Хуго Майзль, который, подобно Леонардо да Винчи в искусстве, смог добиться в футболе успеха в самых разных ипостасях. Пожалуй наименьших успехов, как ни странно, он достиг как игрок.
Зато Майзль раньше других увидел грандиозные перспективы развития игры. Будучи одним из трех великих энтузиастов развития футбола в начале двадцатого века (наряду с англичанином Гербертом Чепменом и итальянцем Витторио Поццо ), Хуго Майзль, обладавший незаурядной деловой хваткой, быстрее всех сумел создать себе имя.
В 1906 году будущий великий тренер и функционер стал президентом Австрийского футбольного союза (хотя в ту пору существовала единая страна – Австро-Венгрия, но в ее рамках развивались как минимум две самостоятельные футбольные школы – австрийская и венгерская), благо особой конкуренции в борьбе за мало что значащий тогда пост у него не было. Майзль смог выжать максимум из своего положения, задав сразу несколько направлений развития австрийского футбола. Он быстро понял, что настоящему успеху австрийских команд поможет переход их на профессиональные рельсы, а этот переход включает в себя следующие составляющие: серьезные финансовые вложения в футбол, всестороннюю рекламу новой для континентальной Европы игры, грамотную селекция игроков и наличие сильных тренеров. Добывать деньги Хуго Майзль, выходец из состоятельной еврейской семьи и финансист по образованию, умел, а реализация остальных пунктов его программы была вопросом времени и делом техники. Майзль обладал незаурядными способностями селекционера и, став тренером сборной (а эту должность он занял еще до Первой мировой войны) отбирал игроков со всей необъятной Австро-Венгерской империи , уделяя особое внимание технике обращения с мячом.
Параллельно с этим Майзль активно расширял свои международные связи, с 1912 года он занял крупную должность в ФИФА, в рамках которой сумел серьезно повысить авторитет этой международной организации. Работая в ФИФА, он добился немалых успехов в развитии игры во всем мире. Так, будучи сам известным в то время международным арбитром (а Майзль овладел и этой футбольной специальностью) он всячески содействовал повышению профессионализма судей в странах, входящих в организацию.
После успешного проведения мероприятий организационного плана, создания в Австрии хорошо финансируемой базы по подготовке игроков, Майзль сосредоточился на вопросах тактики. В Австрию был приглашен англичанин Джимми Хоган, известный по своим выступлениям за «Бернли» и «Фулхэм», быстро нашедший с Майзлем общий язык. Дело в том, что Хоган был, с одной стороны, представителем авторитетнейшего на тот момент английского футбола, а с другой – не типичным его представителем. Хоган был апологетом игры «внизу», его принципы шли вразрез с магистральными тенденциями на Альбионе, зато совпадали с воззрениями на игру Майзеля, который предпочитал техничный, комбинационный футбол. Предположительно Хоган привез в Австрию тот футбол, который в начале двадцатого века получил развитие в Шотландии и отличался от английского тем, что игра велась коротким пасом.
Эти тактические новшества вкупе с грамотной селекцией привели к созданию так называемой венской или дунайской школы футбола, которая, пожалуй, впервые в истории главенствующую роль отводила эстетической составляющей игры. Майзль, который с 1912 года работал и со сборной Австрии и с разными коллективами столицы, стремился создать элегантную команду, способную понравиться взыскательной венской публике.
Связи Майзля оказались так крепки, а наработки столь значительны, что даже война не смогла остановить поступательный процесс развития австрийского футбола, а уж после окончания «империалистической войны» сборная Австрии легко, словно под музыку Штрауса, взлетела к европейским вершинам. Даже в отсутствие официальных турниров Хуго Майзль сумел прославить свое детище на весь континент: сборная Австрии, вскоре прозванная за невиданную доселе игру и результаты «вундертим», сыграла необычайно много товарищеских матчей, переезжая из одной страны в другую. Кроме того, в 1924 году Австрия стала первой страной континентальной Европы, учредившей профессиональную лигу, что стало важным фактором успехов астрийского футбола в конце 20-х и начали 30-х годов.
Особыми красками игра «вундертим» засверкала в 20-е и первой половине 30-х годов, когда появилось поколение таких выдающихся мастеров, как нападающие Маттиас Шинделар, прозванный за хрупкую фигуру и изящную технику «бумажный форвард», Йохан Хорват, Карл Цишек, Йозеф Бицан, Франц Биндер, полузащитники Йозеф Смистик и Йохан Урбанек, а так же защитники Карл Сеста и Франц Цизар. Эти игроки, встроенные в рамки так называемой «пирамиды», схемы 2-3-5, позаимствованной у англичан (постепенно Майзль стал использовать и опыт системы «дубль вэ»), показывали столь яркий атакующий комбинационный футбол, что до начала 30-х и появления в европейской элите Италии Витторио Поццо Австрия Майзеля единодушно признавалась лучшей командой Европы.
Понимая, что одних товарищеских матчей для широкомасштабной рекламы сборной все же недостаточно, Майзль активно работал в ФИФА над проектом проведения чемпионата мира и стал одним из основателей Кубка Митропы, разыгрывавшегося среди клубных команд центральной Европы, турнира предшествующего Кубку европейских чемпионов.
Единственное выступление «вундертим» на Кубке мира в 1934 году в Италии вызвало неоднозначные оценки. С одной стороны, подопечные Майзеля по-прежнему дарили зрителям незабываемый спектакль, но с другой, былое безоговорочное преимущество над соперниками куда-то ушло. Натужную, вырванную благодаря голам Шалля и Бицана в дополнительное время победу над Францией (3-2), многие сочли не вполне чистой, помятуя об авторитете Майзеля в мировых футбольных кругах. Четвертьфинал против Венгрии, в котором на голы Хорвата и Цишека на 60-й минуте ответил Дьерд Шароши, тоже дался австрийцам непросто (2-1), а в полуфинале «вундертим» и вовсе уступила хозяевам-итальянцам (0-1). Этот турнир высветил главный недостаток венской школы – довольно слабую физическую подготовку, что позволило более мощным соперникам отчасти нивелировать преимущество Австрии в индивидуальном мастерстве.
Дальнейший период работы Майзеля с Австрией принято называть закатом «вундертим». Хотя справедливости ради следует заметить, что тренер весьма грамотно провел смену поколений, и после 34-го цвета сборной защищали многие знаменитые мастера. В крушении великой сборной решающую роль сыграли два фактора – человеческий (Хуго Майзль скончался 17 февраля 1937 года, менее чем через месяц после последнего матча, проведенного в качестве тренера «вундертим»), и политический – через год с небольшим после смерти Майзеля сборная Австрии перестала существовать вместе со страной, вошедшей в состав нацистской Германии.
Наиболее ярким звездам «вундертим» было предложено выступать за сборную Третьего Рейха. И если Карл Сеста и Франц Биндер приняли предложение, то знаменитый Маттиас Шинделар, памятуя о своих еврейских корнях, отказался и вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах.
Значение Хуго Майзеля для всего европейского футбола исключительно велико. Будучи блистательным организатором и селекционером, он первым уловил тенденции и сформировал направления развития мирового футбола, которые актуальны и по сей день. Пожалуй, не было в истории футбола человека, столь органично проявившего себя и в качестве тренера, и в качестве организатора, и в качестве чиновника ФИФА. Вот почему этот полноватый господин в котелке и с тростью до сих пор вызывает уважение и по праву считается одним из основателей профессионального европейского футбола.