Возрастные ограничения в играх — не самая приятная штука, о которой принято вспоминать только в контексте резонансных трагедий с подростками в главной роли. К счастью, ничего подобного в последнее время не происходило, а значит можно поковыряться в вопросе на трезвую голову.
В этом материале постараюсь простым языком и в общих чертах рассказать о том, кто и как выдаёт возрастные рейтинги, действительно ли эти решения в полной мере объективны и независимы, и как ограничения проникнут в полностью цифровой рынок дистрибуции игр.
Национальные особенности
Для начала стоит понимать, что возрастной рейтинг — это штука не слишком космополитичная, а потому в разных уголках нашей планеты имеет разные же критерии оценок контентного наполнения игр.
Так, например, американское некоммерческое и, вроде как, независимое рейтинговое агентство ESRB (Entertainment Software Rating Board) относительно спокойно относится к цифровому насилию, но вот за неприкрытые виртуальные женские выпуклости и впуклости сразу же покарает издателя смертельным рейтингом Adults Only (почему он смертелен — расскажу дальше).
Немцы же — напротив, вполне спокойно относятся к наготе, но от кровищи и текстурок напоминающих свастику сильно морщатся и лепят на коробки с дисками наклейку «18+». Собственно, поэтому Германия и запустила свою собственную рейтинговую систему USK (Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle), отличную от общеевропейской PEGI (Pan European Game Information).
Особенно жестят с возрастной оценкой игр в Австралии и Новой Зеландии. Скорее всего, в этих странах вы не сможете поиграть в добрую половину своей библиотеки Steam, а за какой какой-нибудь Postal 2 вообще можно получить до 10 лет лишения свободы. Впрочем, в тюрьму за игры там ещё никого не сажали, поэтому это всё скорее просто страшилка, навроде пауков размером с собаку, а у вас всё ещё есть шанс создать прецедент.
Разумеется, у нашей родины тут тоже есть свой особенный путь, что выражен в своей собственной красивой аббревиатуре RARS (Russian Age Rating System). Принятая в 2012 году российская возрастная рейтинговая система в целом копировала европейские и американские системы, но без отражений особенностей менталитета не обошлось.
По примеру американцев мы решили сильнее обижаться на затекстуренные полигоны людей без одежды, чем на всякого рода изуверства, а для пущей державности, конечно же, напрочь запретили всякого рода содомию. Ссылается это всё на Федеральный закон № 139 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», но вот соблюдается, к счастью, не очень рьяно — все эти наши Mass Effect, Dragon Age и прочие игры с возможностью отыгрыша «нетрадиционного паладина» прекрасно продаются на всех площадках.
Как присуждают рейтинги?
Принято считать, что указанные выше организации находятся в каком-то зазеркальном правовом поле, выше коммерческих интересов издательств и немного поодаль от политического давления. Это, вроде как, совершенно независимые ни от кого структуры, существующие во имя вселенского социального счастья и защиты неокрепшей детской психики от виртуальных ужасов.
Noclip как-то сняли очень любопытную документалку про ESRB, где эта контора выглядит как бюрократическое воплощение Фемиды. Оценочные комиссии руководствуются исключительно объективными данными, учитывают прецеденты, культурный и исторический контексты, и даже тщательно скрывают свои личные данные, чтобы всякие там игровые компании не смогли бы даже попытаться их купить.
Однако если немного изучить результаты деятельности той же ESRB, то можно приметить подозрительно малое количество игр с рейтингом Adults Only, который подразумевает ограничение по возрасту 18+. За всю историю существования американской рейтинговой комиссии «AO» за насилие получили лишь две игры — старенький файтинг Thrill Kill и откровенно человеконенавистнический инди top-down шутер Hatred. Все прочие игры для взрослых ESRB оценивали на другой рейтинг для взрослых — Mature 17+.
Осведомлённый читатель наверняка вспомнит про скандальную Manhunt 2, которая и в самом деле словила не только «AO» от ESRB, но и полный запрет на распространение на территории Великобритании от британской рейтинговой комиссии BBFC. Однако спустя некоторое время Rockstar залатали свою игру небольшим «цензурным патчем» и направили пару апелляций в суд, чем добились снижения возрастного ценза в США до заветной «M» и даже получили рейтинг от британцев.
Почему все боятся рейтинга «18+»?
Казалось бы, к чему так сильно переживать из-за крохотной аудитории игроков, которым уже есть 17, но ещё нет 18? Но дело тут совсем не в дополнительной аудитории, а в американских (и не только) розничных магазинах игр, которые просто не имеют права выставлять на открытые витрины товары из категории «для взрослых», коими, наряду с весёленькой продукцией из секс-шопов, являются и коробки игр с наклейкой «AO».
Несмотря на лавинообразную цифровизацию всего и вся, основные платформодержатели и игровые издательства всё ещё сильно зависят от продаж физических дисков и картриджей. Даже в условиях пандемии цифровые продажи игр для PlayStation 4 составили 66% от общих, что вроде и много, но и треть доходов тоже никто терять не решится.
Таким образом рейтинг Adults Only стал бы приговором для любой большой игры, в которой бюджет разработки и ожидаемые доходы с продаж — суммы одного порядка. А ведь этот самый рейтинг вполне могла получить и GTA V с натуралистичными сценами пыток, и Resident Evil 2 с пугающе реалистичной кровищей, и с даже Witcher 3 с расчленёнкой и обнажёнкой.
Рейтинговые комиссии появились на свет по инициативе и при поддержке в том числе и игровых компаний. Конечно, случаи бывают разные — немецкая USK, и австралийская ACB любят полютовать и накинуть головной боли издательствам своими внезапными запретами и ограничениями, но ключевые комиссии в лице ESRB и PEGI скорее постараются сгладить острые углы, чем будут вставлять палки в колёса локомотивам породившей их индустрии.
Будущее возрастных рейтингов
Есть очень высокая вероятность, что совсем скоро все эти комиссии с корявыми аббревиатурами вполне могут стремительно отправиться на свалку истории. Цифра, облака и быстрый интернет рано или поздно выведут из продажи любые физические носители развлекательного контента, а значит и никакой потребности соответствовать требованиям розничных магазинов не останется.
При этом нужно понимать, что даже сейчас рейтинги от ESRB или PEGI не являются обязательным юридическим требованием для продажи игр. Строго говоря, Sony, Microsoft и Nintendo могут начать продавать те же физические копии через собственные интернет-магазины безо всяких рейтингов на коробке. Достаточно будет только отпечатать собственный возрастной рейтинг исключительно в качестве рекомендации.
Уже сейчас не приходится говорить о каком-то жестком контроле возраста пользователей того или иного развлекательного приложения. Google Play и Steam не оценивают и не модерируют контент размещаемых у себя приложений своими силами. Перед публикацией игры разработчика просто просят честно ответить, соответствует ли его контент той или иной возрастной группе, а дальше дело остаётся за пользователями — если будут жалобы, то выданный рекомендационный возрастной рейтинг пересмотрят, а лжеца накажут. На цифровых площадках ежедневно выходит слишком много игр, чтобы пытаться их как-то премодерировать.
Вся ответственность за несоблюдение возрастных ограничений всё быстрее переходит от государственных институтов и игровых компаний к конечным потребителям развлекательного контента. Хорошо это или плохо — тема для не самой простой, но интересной дискуссии в комментариях. А ещё там же в комментариях можно задавать вопросы и предлагать смежные темы для следующих материалов.
Быстро и коротко о самом интересном пощу в телеграме и паблике ВК