Говоря о том, что гиперреализм - это не искусство, я имею ввиду не многочисленные проявления процесса и результата максимально-реалистического изображения, которые можно так или иначе отнести к тем или иным существующим или ещё не придуманным течениям, в том числе и в каких-то случаях назвать их произведениями искусства, а говорю о концепции гиперреализма (фотореализма) - о сути, которая заключается в том, что если такой результат достигнут исключительно благодаря технологии, то есть без неё он достигнут бы не был - это не искусство, - в лучшем случае, его имитация.
Гиперреализм (фотореализм) появился благодаря фотографии, является её копией и не может без неё существовать.
Важно понимать, что если гиперреализм в концептуальном смысле - не искусство, то это не означает, что все, кто так или иначе используют фотографию для создания живописного произведения, не являются художниками, а означает, что нужно понимать смысл настоящего искусства и осознавать в каждом конкретном случае возможность или невозможность создания произведения без участия фотографии или технологии вообще, не забывая об информационной среде, присущей на данный момент этой цивилизации, сформированной на базе концепции использования в виде иерархической потребительской системы, которая не предполагает создание надлежащих условий для реализации в полной мере интеллектуального и творческого потенциала.
Настоящее искусство - это способ познания реальности на чувственном и духовном уровне и способность выражения этих познаний изобразительным языком, который формируется путём изучения реальности, изображая её. Таким образом постигаются принципы красоты и гармонии для выражения их в произведениях искусства, которые не обязательно должны быть реалистичными, но обязательно должны содержать в себе эти принципы.
Возвращаясь к теме гиперреализма, нужно понимать, что технология может помогать в творчестве, например, освобождая от рутинной работы или делая более эффективным творческий процесс. Например, писать хорошей кистью гораздо удобнее, чем пальцем. Но когда технология не помогает в творческом процессе, а практически полностью заменяет его - это освобождает человека от необходимости интеллектуального и творческого развития, которое является основой настоящего искусства. Например, если альпинист взберётся на гору не привычным для него способом, а на вертолёте, он от этого не перестанет быть альпинистом, но тот, кто никогда даже не примерял альпинистского снаряжения, а покорял горы при помощи вертолёта, альпинистом не является. Так и с гиперреализмом. Разумеется, исходя из этого примера, возможны разнообразные сочетания покорения разных участков горы разными способами, но как я уже говорил, суть в том чтобы в творческом процессе быть максимально свободным от технологии, а не зависеть от неё.
К сожалению мало, кто это понимает, исходя из того, что якобы нет разницы в том, каким способом достигается результат - при помощи технологии или нет. Такая трактовка хорошо подходит для чисто утилитарных, прикладных целей, например для покраски забора. Но нужно понимать, что смысл искусства в развитии человеческих творческих способностей, а не в замене их технологическими гаджетами. Поэтому, если говорить о настоящих результатах (на концептуальном уровне), то когда использование технологии является основополагающим фактором для достижения результата в виде изображения, такой результат (картина), какой бы эффектной она ни была, становится (в концептуальном смысле) еще одной упущенной возможностью реализации творческого потенциала. Это значит, что вместо того чтобы изучать реальность путём её изображения для формирования изобразительного языка (умения рисовать), чтобы овладев им, выражать свои идеи в виде композиций, в том числе выражающих принципы красоты и гармонии, огромное количество “художников” занимается срисовыванием картинок, соревнуясь в их детализации. Более абсурдное занятие трудно себе представить. Разумеется, такая деятельность никогда не приведёт к возможности - не копировать, а создавать образы.
Возвращаясь к вышеупомянутому примеру с альпинистом: побочным, но результативно-масштабным эффектом массового занятия гиперреализмом, стало то, что публика, включая “знатоков искусства”, стала грести всех под одну гребёнку - и “альпинистов” и “вертолётчиков” - “результат же один и тот же”. Поэтому даже те, кто мог стать “альпинистами” пересели на “вертолёты”, чтобы не напрягаться, таким образом дискредитируя, в глазах массового сознания, сам смысл “альпинизма”. То есть, дискредитируется смысл настоящего реалистического искусства не только ввиду существования фотоаппарата, но и потому, что для достижения максимально реалистичного изображения, в глазах “вертолётчиков” и их поклонников, отпадает необходимость учиться рисовать и писать с натуры, тратя на это долгие годы, так как можно просто тщательно скопировать фотографию. И, как следствие, “причёсанные одной гребёнкой”, попадают, со стороны всё той же всезнающей публики, под раздачу двух типов ярлыков: первый из которых - “гиперреализм - это круто, потому что - это верх мастерства” и второй - “гиперреализм не имеет смысла, потому, что есть фотоаппарат”. Большинство “причёсанных”, отмахиваясь от последнего из ярлыков, бьют себя кулаками в грудь, на которой часто уже красуется в виде ордена, первый вышеупомянутый ярлык, выбивая из глубины их, задетой за живое, души, до тошноты занудно-однообразную аргументацию своей, как им кажется, важной и требующей мастерства, деятельности. А что же делать единицам настоящих художников, оказавшимся среди “причёсанных”, как бриллианты в куче битого стекла?
Они неприемлемо относятся не только ко второму, но и к первому ярлыку.
Быть реально постигшим вершины мастерства, способным воплощать свои идеи независимо от технологии, хотя и иногда применяя её, но лишь ввиду её существования, ибо она не является сколько-нибудь определяющим фактором для их творчества, и при этом быть втиснутым в узкий коридор понятий тоннельного мышления тех, кто в конце этого тоннеля, как из глубины колодца, засасывающей человечество, интеллектуальной и духовной деградации, видит лишь улетающий вдаль вертолёт, - не завидная участь - два ярлыка и практически никаких возможностей для реализации творческого потенциала.
Так как мир вокруг нас построен по принципу потребления, то мало кого волнуют глубокие смыслы происходящего, в данном случае, относительно гиперреализма и настоящего искусства. Поэтому гиперреализм - это ловушка для многих начинающих художников, которые, исходя из своего поверхностного, как и сам этот вид деятельности, понимания, попадают в неё, даже не подозревая, чем в реальности они расплатятся (на концептуальном уровне) за такую беспечность. Так вот, чтобы этого не происходило, я и пытаюсь делать такие разъяснения.
Увидеть процесс создания моей картины "Дневники Всадников Апокалипсиса", фрагмент которой представлен в этой статье, а также увидеть её целиком и узнать о философской концепции, которая в ней выражена можно на моём канале: ПЕРЕЙТИ НА КАНАЛ