АрмИнфо.Премьер-министр Армении Никол Пашинян и министр юстиции Рустам Басаян обсудили реформирование судебной системы страны.
Так, в ходе встречи сторонами был обсужден широкий спектр вопросов, в том числе по части осуществления ветинга и применения закона о конфискации незаконно приобретенного имущества.
Глава Минюста рассказав, что на сегодняшний день в стране 244 суда, работающих на разных уровнях, однако, сейчас стоит задача в пополнении судов грамотными судьями. Он также заверил, что на сегодняшний день эта сфера не привлекательна и есть недостаток в кадрах, что обусловлено также отсутствие достойной зарплаты судей. При этом он добавил, что уже представлен законопроект о поэтапном повышении зарплат судей с 2020 года в 3-летнем разрезе, на 50, 60 и 70 % к 2022 году.
"Сегодня судья первой инстанции в Армении получает заработную плату в размере 661 тыс. драмов, Апелляционного - 720 тыс. драмов, а Кассационного - 760 тыс. драмов. При одобрении правительством этого законопроекта, судья Первой инстанции в 2020 году будет уже получать 991 тыс. драмов, в 2021 - 1 млн 51 тыс. драмов, а уже в 2022 году - 1млн, 123 тыс. драмов. И эта система будет более привлекательной", - отметил Бадасян.
На, что премьер отметил, что несмотря на чувствительность темы зарплат для общества, особенно в условиях сегодняшнего кризиса, всё же повышение жалования судей в первую очередь делается для граждан, а уж потом для самих судей. По убеждению премьера, это позволит снизить продажность судей и повысить объективность рассмотрения судебных дел.
Коснувшись вопроса ветинга, Бадасян отметил, про проведен анализ
деклараций о доходах судей и согласно нововведениям в последствие,
если вдруг будет зафиксировано необоснованное увеличение или
уменьшение его имущества, он будет привлечен к ответственности,
вплоть до уголовного. Он отметил, что механизм может быть применен и в отношении членов семьи судей. Вместе с тем он подчеркнул, что ветинг невозможно применить без Конституционных изменений.
На вопрос Пашиняна, в случае незаконного обогащения, речь идет о 2017 году, может ли быть возбуждено дисциплинарное производство в отношении имущества, приобретенного в 2013 или 2014 году Бадасян ответил, что это основной предмет критики. "Вот разница между албанской и армянской моделью. Нас критикуют за это, говорят, что обратную силу не применяют. Если мы хотим пойти по этому пути, это означает, что нужно проверять судей всей судебной системы сразу, за короткий промежуток времени, это может иметь негативные последствия, но давайте на минутку забудем об этом и сосредоточимся на юридической возможности. Для этого нужны конституционные изменения, без изменения Конституции невозможно провести всестороннюю проверку", - подчеркнул он добавив, что процесс ветинга не быстрый, и как минимум может продлиться 5-6 лет, а то и больше. При этом министр юстиции заверил, что весь процесс мониторинга ветинга будет возложен на судебную систему и сами судьи будут заинтересованы в самоочистке судебной системы. Стороны выразили надежду, что благодаря совместным усилиям удастся создать независимый судебный орган.
Стороны также детально обсудили механизмы применения закона о конфискации незаконно приобретенного имущества, которое часами ранее был подписан президентом, указав на то, что объектом, к которому будут применяться закон будут госчиновники и связанные с госведомствами лица, у которых нет доказательств законности приобретения имущества, наркоторговцы, люди наживающиеся на траффикинге, криминальные субкультуры и т.д. Бадасян отметил, что спекуляции на тему того, что под эту "гребенку" могут попасть лица, ездящие на сезонные заработки необоснованны.