Найти тему

Диета и физическая активность для улучшения школьной успеваемости у детей с ожирением. Часть 6

Оглавление

Когнитивно-поведенческая регламентация

Связь между мероприятиями, направленными на поддержание веса и познание, и школьной успеваемостью может быть двунаправленной. Исследования показывают, что дети с ожирением демонстрируют более высокую импульсивность и невнимательность, а также более низкую чувствительность к вознаграждению, саморегулированию и когнитивной гибкости по сравнению со своими сверстниками, имеющими здоровый вес. Эти нейрокогнитивные корреляты были связаны с неконтролируемым потреблением пищи и поведением, связанным с физической активностью, и поэтому предполагается, что они предсказывают прибавку в весе или снижение веса после вмешательства для лечения ожирения.

Вмешательства по контролю за весом могут положительно повлиять на нейрокогнитивные факторы, необходимые для контроля за потреблением пищи. Рандомизированное контролируемое исследование, проведенное среди 44 детей (от восьми до 14 лет) с ожирением или избыточным весом, показало, что специальная тренировка способностей к саморегуляции улучшила поддержание веса после прохождения стационарной программы снижения веса в группе вмешательства по сравнению с контрольной группой. Результаты другой рандомизированной программы лечения избыточного веса с участием 62 детей (средний возраст 10,3 ± 1,1 года) показали улучшение навыков решения проблем после шести месяцев вмешательства. У 42 подростков с ожирением в возрасте от 12 до 17 лет после 12 недель когнитивно-поведенческой терапии были улучшены навыки контроля торможения.

Мероприятия по коррекции образа жизни

Все больше фактов свидетельствует о том, что влияние вмешательства, связанного с образом жизни, в частности, с физической активностью и диетологическим вмешательством, выходит за рамки изменения энергетического баланса. Как показано ниже, многие аспекты физической активности, диеты и других видов поведения приносят пользу познанию и школьной успеваемости детей и подростков, независимо от их веса в организме.

Физическая активность

Недавно одно издание сообщило, что выполнение канадских рекомендаций по питанию, физической активности, малоподвижному образу жизни и сну в возрасте 11 лет ассоциируется с благоприятной успеваемостью в школе в 12 лет (N = 4253). Низкий уровень физической подготовки и физическая активность средней и высокой интенсивности также были связаны с нарушением когнитивных функций у детей. В дополнение к данным наблюдений, значительный объем литературы свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между повышенным уровнем физической активности и когнитивной функцией или школьной успеваемостью, или и тем, и другим.

Например, мета-анализ 44 экспериментальных и перекрестных исследований (у участников в возрасте от 4 до 18 лет) показывает, что повышенная физическая активность вызвала значительное общее улучшение когнитивных функций и школьной успеваемости (Hedge's g = 0,32; стандартное отклонение (SD) 0,27). Недавно проведенный мета-анализ 21 экспериментального и квази-экспериментального исследования у детей в возрасте от четырех до 16 лет (N = 4044) также показал умеренный положительный эффект вмешательства физической активности на когнитивные результаты (г = 0,46, 95% доверительный интервал 0,28-0,64).

Физическая активность может влиять на когнитивные функции и успеваемость в школе через физиологические механизмы (повышенное кровообращение, повышенный уровень нейротрофинов и нейротрансмиттеров), механизмы обучения и двигательного развития.

https://images.unsplash.com/photo-1551782450-17144efb9c50?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1350&q=80
https://images.unsplash.com/photo-1551782450-17144efb9c50?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1350&q=80

Изменение рациона питания

Состав диеты может влиять на познание и школьную успеваемость путем изменения нейротрофических и нейроэндокринных факторов, участвующих в обучении и памяти. Как показывают исследования на животных, эти факторы снижаются за счет высокоэнергетических диет, содержащих насыщенные жиры и простые сахара, и увеличиваются за счет диет, богатых омега-3 полиненасыщенными жирными кислотами и микроэлементами. Эти данные также наблюдались у детей. Перекрестные данные по детям школьного возраста связывали потребление жирных кислот Омега-3 в рационе питания с повышением эффективности памяти, в то время как потребление продуктов, богатых насыщенными жирными кислотами и рафинированным сахаром, ассоциировалось с понижением эффективности памяти.

Продолжение в следующей статье…