Найти в Дзене

ДОСОКРАТИКИ. Систематизация

Оглавление

Сегодня мы систематизируем учения первых философов Древней Греции, т.н. досократиков. Названы они так потому, что их учения появились раньше учения Сократа, хотя, например, софисты были его современниками. Одни досократики (Фалес, Пифагор) знакомы нам со школы, о других мы можем узнать на лекциях по философии, третьи знакомы лишь узкому кругу специалистов.

Основные вопросы, которые исследовали предшественники Сократа, следующие:

  • первоначало мира,
  • природные явления,
  • математика,
  • астрономия,
  • бытие.

Досократики почти не исследовали самого человека, он не выделялся в мире. Вопросам этики и эстетики почти не уделяется внимания. Поэтому многих досократиков относят к материалистам.

Досократики представлены следующими школами и направлениями:

Милетская (ионийская) школа

  • Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Диоген Аполлонийский

Пифагорейцы

  • Пифагор, Алкмеон, Гиппас, Гикет Сиракузский, Филолай, Архит

Элеаты

  • Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский

Гераклитское направление

  • Гераклит, Кратил

Атомисты

  • Левкипп, Демокрит

Афинская школа

  • Анаксагор, Архелай

Софисты

  • Протагор, Горгий, Продик

Вне школ

  • Эмпедокл

Милетская школа

  • Название школы происходит от города Милет, расположенного на юго-западе Малой Азии (современная Турция). Милетцы впервые стали писать свои произведения прозой и ввели первые научно-философские определения.
  • Основным вопросом для милетцев был поиск первоначала (архе). Милетцы были стихийными материалистами. Мир видели единым, не делая существенных различий между одушевлённым и неодушевлённым, психическим и физическим. Для них душа (одушевлённость) – «тонкий», подвижный вид первоосновы.

Фалес (640/624- 548/545 гг. до н.э.)

  • Считается первым философом, астрономом и математиком в истории Греции.
  • Фалес происходил из знатного финикийского рода, часто путешествовал и занимался торговлей.
  • Говорил, что всё происходит из воды и в неё же возвращается. Причина изменений – дух, находящийся в воде.
  • Считал Землю плоским диском, который покоится на воде и является центром вселенной.
  • В 585 г. до н.э. предсказал солнечное затмение. Первым определил продолжительность года в 365 дней.

Анаксимандр (610-547/540 до. н.э.)

  • Ученик Фалеса. Ввёл понятие «апейрон» (бесконечное). Это — основа всего сущего, беспричинная, бесконечная во времени и в пространстве, неуничтожимая и движущаяся. Апейрон не сводится к какому-либо элементу.
  • Всё состоит из мельчайших элементов (фактически открыл атомарное строение). После гибели организмов и разрушения веществ элементы в результате новых сочетаний создают новые вещи и организмы.
  • Первым предположил происхождение человека от других животных.
  • Первым составил модель небесной сферы, географическую карту и первым в Греции –солнечные чесы (гномон).

Анаксимен (585/560 – 525/502 гг. до н.э.)

  • Ученик Анаксимандра. Считал воздух (туманность) первоисточником мира. Путём нагревания или охлаждения воздуха образуются другие элементы.
  • Впервые правильно расположил светила по удалённости от Земли: Луна, Солнце, другие звёзды.

Диоген Аполлонийский (499/498-428/427 до н.э.)

  • Обычно не причисляется к какой-либо школе, хотя, как и Анаксимен, считал первоосновой воздух. Все вещи – продукт различных превращений воздуха.
  • Первым стал утверждать, что, кроме звёзд, в космосе движутся и камни, которые не видны. Иногда эти камни падают на Землю.
  • В честь Диогена Аполлонийского назван тип каменных метеоритов – диогениты.

Пифагорейцы

  • Первопричиной всего сущего пифагорейцы считали число, которым можно всё измерить.
  • Первыми обратили внимание на соотношение длин струн в музыкальных инструментах и возможность получения музыкальных интервалов (октавы, квинты, кварты).
  • Пифагорейцы первыми предположили шарообразность Земли.
  • Считали, что мир цикличен в развитии. Не происходит ничего нового, всё повторяется.
  • Составили таблицу из десяти противоположностей: предел – беспредельное, чётное – нечётное, одно (единое) – множество, правое – левое, мужское – женское, покой – движение, прямое – кривое, свет-тьма, добро – зло, квадрат – прямоугольник (вытянутый).
  • Пифагорейцы считали Центральный огонь центром вселенной. Вокруг него обращаются планеты и они повёрнуты к огню всегда одной стороной. Греки не видят этот огонь, поскольку живут на «обратной» стороне Земли. Солнце лишь отражает свет Центрального огня.
  • Допускали обитаемость планет. Например, считали, что растения и животные на Луне крупнее земных в 15 раз, поскольку день на Луне в 15 раз дольше земного.
  • Ученики Пифагора часто приписывали свои достижения ему.

Пифагор (570-490 до н.э.)

  • Заметил, что одновременные удары молотов разного размера приводят к созвучиям. Поскольку массу молотов можно соотнести между собой и измерить, мир управляется числом.
  • Вывел теорему о соотношении длин катетов и длины гипотенузы (есть мнение, что Пифагор лишь передал эту теорему грекам из финикийских источников, в которых она упоминается за 1000 лет до него).
  • Делил своих последователей на пифагорейцев (настоящих учеников) и пифагористов (поверхностных учеников).
  • Первым стал использовать понятия «философия» и «философ» (до Пифагора использовалось «софос» - мудрец).
  • Сравнивал жизнь с играми: «Иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».

Алкмеон (6-5 вв. до н.э.)

  • Автор первого медицинского трактата в Греции. Основа терапии – лечение противоположного противоположным.
  • На основании вскрытий животных открыл главные нервы органов чувств (назвал их «ходами»), а также их окончания в головном мозге.
  • Первым предположил, что источником мышления является мозг, а не сердце.
  • Различал мышление и ощущения: «Мы отличаемся от других животных тем, что не только ощущаем, но и мыслим».
  • Считал, что человеческие знания ограничены опытом, а не постижимое знанием доступно лишь богам.

Гиппас (кон 6 -5 вв до н.э.)

  • В отличие от других пифагорейцев, считал первоосновой огонь.
  • Полагал, что вселенная едина, вечно движется и конечна.
  • Открыл существование несоизмеримых отрезков (диагональ и сторона квадрата).

Гикет Сиракузский (5 -4 вв. до .н.э)

  • Считал, что небо неподвижно, а его видимое движение возникает из-за вращения Земли.
  • Ввёл понятие «Антиземля» - вымышленное небесное тело, которое находится за Центральным огнём и не видно с Земли.

Филолай (ок. 470 –ок. 400 до н.э.)

  • Первым высказал мысль о движении Земли.
  • Вокруг Центрального огня обращаются в порядке удалённости от него: Антиземля , Земля, Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
  • Поскольку периоды обращения Земли и Солнца различны, происходит смена дня и ночи.

Архит (ок. 428-347 до н.э.)

  • Ученик Филолая. Был не только философом, теоретиком музыки и механиком, но и государственным деятелем (семь раз избирался стратегом). Также был другом Платона.
  • Изобрёл детскую погремушку. Первым решил задачу об удвоении куба (отыскал точку пересечения поверхностей куба, конуса и тора).
  • Создал летающего деревянного голубя, пролетевшего около 200 метров.
  • В честь Архита назван лунный кратер.

Элеаты

  • Не занимались вопросами происхождения мира, сосредоточившись на бытии (они же и предложили понятие «бытие»). Поэтому элеатов можно считать основателями онтологии.
  • Полагали, что бытие – совокупность всего сущего, а небытия не существует. Бытие познаётся разумом, а не чувствами.
  • Также элеаты являются предтечами идеализма, поскольку впервые жёстко разделили познание на чувственное и идеалистическое.
  • Англоязычная историография не разделяет ионийцев и элеатов.

Ксенофан (ок. 565-473 гг. до н.э.)

  • Родом из ионийского Колофона. После захвата города персами бежал и поселился в Элее. Жил бедно.
  • Своё учение изложил стихами.
  • Первоосновой считал Землю, появившуюся из воды.
  • Считал сущее единым, вечным, непрерывным, неразрушимым и неизмеримым.
  • По Ксенофану, люди создают богов по своему образу и подобию.
  • Мир можно постичь лишь разумом (постепенно, поскольку разум может подводить), чувства же обманчивы.

Парменид (ок. 540 –ок 470 до н.э.)

  • Ученик Ксенофана и главный философ среди элеатов.
  • Родился в знатной семье, после пресыщения роскошной жизнью обратился к философии.
  • Успешно занимался политикой.
  • Бытие считал сплошным неподвижным шаром (Единым).
  • Критиковал диалектику Гераклита. Считал, что бытие и мышление тождественны, потому существует лишь то, что постижимо умом: «Одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли».

Зенон Элейский (Ок. 490- 430 до н.э.)

  • Ученик Парменида. Был талантливым учителем, презирал роскошь и боролся за справедливость.
  • Доказывал невозможность движения с помощью апорий (противоречий). Известный пример - история Ахиллеса, который никогда не догонит черепаху.

Мелисс Самосский (ок 485- ок. 425 до н.э.)

  • Занимался государственной деятельностью (был стратегом).
  • В отличие от Парменида считал, что бытие:
  1. бесконечно во времени (т.е. времени не существует) и в пространстве;
  2. полное, но не имеет плотности.

Гераклитское направление

Представлено Гераклитом и Кратилом – наиболее выдающимся из его последователей.

Гераклит Эфесский (ок. 544- ок. 483 до н.э.)

  • Происходил из знатного жреческого рода (один из членов рода был основателем Эфеса), но отказался от благ в пользу философии. Поселился в храме Артемиды (этот храм в 356 г. до н.э. сожжёт Герострат). Говорил о себе, что он «ничей слушатель» и «сам от себя научившийся».
  • Первым использовал слово «космос» для обозначения вселенной.
  • Первоосновой считал огонь, который является вечным, живым и разумным. Мир не создан людьми или богами, постоянно меняется: «Всё течёт, всё меняется», «В одну реку нельзя войти дважды». Движущая сила мира – борьба: «Борьба –отец всего и мать всему».
  • Говорил об относительности мира: «Морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», «В разных случаях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим».
  • Вывел главный закон диалектики (единство и борьбу противоположностей): переход чего-либо из одного состояния в другое происходит через борьбу противоположностей.
  • Путь к мудрости, по Гераклиту, - единение с природой, но выполняют его немногие. Но «многознание не научает уму».
  • Говорил, что звери среди людей становятся ручными, а сами люди дичают в обществе друг друга.
  • Гераклит оказал влияние на стоиков, на философов Возрождения, и особенно - на Гегеля и Маркса.
  • Получил прозвища «Тёмный» (его идеи были малопонятны современникам) и «Плачущий» (часто переживал по поводу несовершенства человека.

Кратил (5-4 вв до н.э.)

  • Был учеником Протагора и учителем Платона.
  • До предела развил учение Гераклита о «текучести» вещей. Считал, что о любой вещи либо нельзя ничего сказать или можно всё, что угодно. На неё можно лишь указывать жестами.

Атомисты

  • Считали «строительным материалом» мира атомы («атом» в переводе означает «неделимый») – мельчайшие неделимые частицы.
  • Атомы:
  1. вечно движутся;
  2. различаются по форме и величине;
  3. разделяет между собой пустота;
  4. невидимы.

Левкипп (5 в до н.э.)

  • Основатель атомизма.
  • Поддерживал идею множественности элементов бытия.
  • Утверждал существование относительного небытия –пустоты, разделяющей сущее на множество элементов.

Демокрит (ок 460- ок 370 до н.э.)

  • Ученик Левкиппа. Своей философией превзошёл учителя.
  • Родом из города Абдеры.
  • Получил прозвище «Смеющийся», поскольку часто смеялся над несовершенством людей.

Афинская школа

Представлена в основном Анаксагором и его учеником Архелаем.

Анаксагор (ок 500- 428 до н.э.)

  • Основатель афинской школы. Первый «профессиональный» философ, посвятивший жизнь исследованиям.
  • Считал первопричиной гомеомерии ( «семена всех вещей»)- мельчайшие невидимые, неизменные и вечные частицы. Каждая гомеомерия обладает определённым качеством.
  • Свойства вещей определяется соотношением гомеомерий в ней, при этом любая вещь содержит частицы всех видов: «Всё есть во всём».
  • Частицами движет Нус – Мировой разум. Мир можно познать умом, ощущения не дают истинного знания.
  • Всё познаётся противоположным себе: светлое – тёмным, холодное – тёплым и т.д.

Архелай (5 в. до н.э.)

  • Ученик Анаксагора.
  • В основе движения – отделение горячего от холодного. Принципы всех вещей – воздух и бесконечность.
  • Первым предположил, что звук образуется сотрясением воздуха.
  • Считал Землю плоской, но поверхность вогнута к центру: если бы Земля не была абсолютно плоской, Солнце бы заходило и всходило везде одновременно.
  • Также считал Солнце крупнейшей звездой.

Софисты

  • Не представляли единую школу.
  • Занимались в основном педагогической, а не теоретической деятельностью.
  • Брали плату с учеников.
  • Обосновывали относительность мира. Критически относились к действительности и к государственным институтам. Считали, что правильность суждения проверяется лишь практикой.
  • Часто использовали софизмы внешне правильные заключения, являющиеся на самом деле ложными (известный пример: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не терял рога, следовательно, ты рогат»).
  • Софистов недолюбливали как власть, так и большинство философов.

Протагор (ок. 480 – ок. 410 до н.э.)

  • Говорил: «Человек есть мера всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и несуществующих, поскольку они существуют».
  • Сомневался в существовании богов: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка».

Горгий (ок 483 – ок. 375 до н.э.)

  • Развивал идеи Протагора, дополнив их ангостицизмом.
  • Выдвигал три положения:
  1. нечто не существует;
  2. если бы нечто и существовало, оно было бы непознаваемо;
  3. если бы нечто было познаваемо, то познанное невыразимо.
  • Считал, что ни о чём нельзя сказать достоверно, поскольку всё быстро меняется. Потому лучшим ответом будет молчание.

Продик (ок. 465 – ок 395 до н.э.)

  • Внёс значительный вклад в развитие логики и филологии и риторики:
  1. изучал правильность употребления слов, составлял этимологически гроздья родственных слов;
  2. уделял внимание правилам опровержения в споре.
  • Оказал сильное влияние на Сократа.

Вне школ

Эмпедокл ( ок. 490- 430 до н.э.)

  • Происходил из знатного рода города Агригента на Сицилии.
  • Первым в качестве первоначал выбрал четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. Сами по себе стихии пассивны, изменения в мире происходят из-за борьбы Любви и Ненависти. Космос подобен живому организму.
  • Многие современники обожествляли Эмпедокла. Чтобы «доказать», что боги взяли его на небо, бросился в вулкан.

Вопросы

Кто из мыслителей считал первопричиной мира огонь?

А) Филолай;

Б) Гераклит;

В) Анаксимандр;

Г) Анаксагор;

Кто из мыслителей считал первопричиной мира апейрон?

А) Мелисс Самосский;

Б) Филолай;

В) Анаксимандр;

Г) Диоген Аполлонийский;

Представитель какой школы считается первым философом Греции?

А) Афинской;

Б) Элеатской;

В) Пифагорейской;

Г) Милетской;

Кто автор слов: «Человек есть мера всех вещей»?

А) Анаксагор;

Б) Пифагор;

В) Протагор;

Г) Анаксимен;

Кто из перечисленных философов не принадлежал Элеатской школе?

А) Продик;

Б) Ксенофан;

В) Парменид;

Г) Мелисс Самосский;

Что названо в честь Диогена Аполлонийского?

А) теорема;

Б) метеориты;

В) философское направление;

Г) закон диалектики;

Эмпедокл известен тем, что:

А) основал школу элеатов;

Б) считал первоосновами огонь, воздух, землю и воду;

В) правильно расположил светила по удалённости от Земли;

Г) был старшим софистом;

В следующей статье мы разберём философию Сократа, Платона и Аристотеля.