Если говорить о современном мире, самые ожесточённые споры и дискуссии касаемо женской одежды относятся к исламскому обществу. При этом некоторые исследователи утверждают, что традицию покрытия головы женщинами мусульмане позаимствовали из Византии.
Согласно этой точке зрения, византийские женщины, как замужние, так и нет, использовали головные уборы как средства защиты своей скромности, чести и достоинства. Другие же считают, что голову покрывали лишь замужние женщины, что похоже на современную практику в обществе ортодоксальных евреев.
Самым сильным библейским источником является отрывок из Первого Послания Павла к Коринфянинам, который призывает женщин молиться и пророчествовать с закрытыми головами:
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
(1 Кор 11:4-5).
Немногие отрывки из Павла вызвали такой жар среди библеистов. Тем не менее, можно согласиться с одним: представительницы слабого пола в Коринфе активно участвовали в молитвенных собраниях, но Павел предписывал им делать это с покрытыми волосами. Может быть, тогда этот обычай касался только женщин, покрывавших голову во время церковных служб?
Ранние христиане так не считали. Так в начале III века Тертуллиан написал свой трактат о Покрывале девственниц. Он использовал послание Павла, чтобы обязать всех христианок, замужних и незамужних, покрывать голову. Причём он также настаивал на том, чтобы девушка покрывала свою голову «с того времени, когда она начинает осознавать себя и пробуждаться к чувству своей собственной природы и выходить из девственного (чувства) и испытывать новое ощущение, которое принадлежит к следующему возрасту» . Более того, Тертуллиан предупреждал, что мужчины, в том числе и близкие родственники, рискуют подвергнуться воздействию женского тела. Многие из его аргументов подчеркивали очевидную пользу платков для самих женщин, носящих их: он описал платок как броню, которая защищает женщин от «проникновения взгляда» мужчин.
Обращение Тертуллиана означало, что в то время христианки в Северной Африке не всегда покрывали свои головы. Интересно, что он высказывал интересные замечания о приемлемости различных головных уборов, что очень похоже на то, как сегодня мусульманки разных обществ выбирают для себя разные виды приемлемой одежды. В одном отрывке, например, Тертуллиан говорит нам, что некоторые носят тюрбаны (mitris ) или шерстяные ленты (lanis), другие же используют льняные шапочки (modice linteolis), но мало кто носит платки.
А вот Климент Александрийский был более либеральным и наставлял женщин лишь «закалывать волосы наверх» , не требуя платка. Хотя его равнодушие к волосам объяснялось тем, что он одновременно рекомендовал запирать женщин в их комнатах, то есть они вообще не должны были появляться на публике.
Didascalia apostolorum (составлено по-гречески около 230 г. н. э. В Северной Сирии) предписывает женщинам не делать причёски «по образу блудницы» и говорит им «покрывать свою голову одеждой, чтобы ваша красота была скрыта вашим покрывалом» . Кирилл Александрийский вторил ему, утверждая, что покрытие женщин было частью естественного закона. А вот Иоанн Златоуст в своем комментарии к вышеупомянутому отрывку Павла, утверждал:
Символы, многочисленные и разнообразные, были даны мужчине и женщине; ему - власти, ей - подчинения; и среди них также то, чтобы она была покрыта, в то время как его голова не покрыта. Итак, если это символы, то вы видите, что и те, и другие заблуждаются, нарушая надлежащий порядок и идя против воли Божий
Внимание Златоуста к этому вопросу было, реакцией на женщин-аскеток того времени. В житие святой I в.н.э. Феклы Иконийской написано, что она одевалась как мужчина. Её последователей, проповедовавших против брака и женской одежды, в 340 г.н.э. осудил Синод Гангра.
В целом, литературные источники ясно дают понять, что византийцы были ЗА то, чтобы тела женщин, в том числе их волосы, были закрыты, согласно обычаю. Половую распущенность часто связывали с непокрытой головой, а самоконтроль символизировался связыванием волос . В подтверждение этого, в писаниях Никиты Хониата есть отрывок, в котором императрица Ефросинья Дукиня Каматира была показана как прелюбодейка, которая «обесчестив завесу скромности, громко насмехалась над своим мужем».
В заключении, можно сказать, что женщина с покрытой головой была византийским идеалом. Но степень покрытия волос варьировалось в зависимости от обстоятельств и социальных условий. Вне церкви, где покрытие волос было строго обязательным, был важен просто сам факт наличия "завесы", чем ее форма/положение.
Но покрытие не могло было абсолютным: например, для женщины, работающей в поле такое одеяние не могло быть удобным. Хотя есть и такие рисунки
С другой стороны, Святую Марию Египетскую изображают истощенной, растрёпанной и простоволосой. Но никто не сомневается в её благочестии - она истинная Мать Пустыни по образцу Отцов или Иоанна Крестителя.