На днях завершил читать новую книгу «Capital and Ideology» Тома Пикетти (автора весьма популярной ранее опубликованной книги «Капитал в 21 веке»). На русском ее, разумеется, пока что нет – интересная литература переводится на русский язык со значительным запозданием, да и то лишь ее малая часть.
Как и прошлая книга этого автора, это огромный трактат (раза в 4-6 длиннее типичной книги по экономике), на прочтение которой требуется очень большое терпение и время. Вместе с тем, надо признать, что читается она с весьма большИм удовольствием, чем предыдущая книга. При этом были прямо заметны переходы – от интересно читаемого повествования к неинтересному, и обратно. Это намекает на то, что по факту книгу писало несколько человек – как это часто и происходит в подобных ситуациях.
Эта книга будет интересна тем, кто интересуется экономикой и экономической историей, но нацелена прямо на больших любителей этой тематики. В ней очень много фактов, деталей, цифр, графиков и т.п., но при этом все это сопровождается относительно интересными гипотезами и повествованием. Любителям «практической» литературы здесь ловить нечего – никаких инсайтов на тему, что вам лично делать здесь и сейчас для достижения успеха и результата в книге вам никто не расскажет (впрочем, я уже писал неоднократно, что я не большой любитель книг на тему личного успеха – они в массе своей бесполезны).
Ключевых выводов (из тех, что отложились у меня – не претендую на полноту) в этой книге несколько:
- Мир всегда был крайне несправедлив с точки зрения распределения богатства и остается таковым и сейчас. Нам могут казаться несправедливыми феодальные общества, но в них тоже было свое рациональное зерно, которое позволяло с помощью определенной идеологии оправдать колоссальное неравенство того времени. Современное общество тоже весьма несправедливо, и идеология меритократии и рынка, в общем, тоже хорошая ширма, создающая иллюзию возможностей для каждого, которых на самом деле практически нет.
- Мир прошел через несколько «режимов неравенства». В начале был феодальный режим. Затем в 19 веке-начале 20 века сформировалась идеология, в которой защите частной собственности уделялось максимальное внимание. Функция государства заключалась, прежде всего, в сборе крайне незначительных налогов для охраны частной собственности. При этом частных собственников было крайней мало из-за огромного неравенства – все концентрировалось у небольшого процента наиболее богатых, и не было практически никаких попыток сгладить это неравенство. Более того, частная собственность была священна в любых формах – именно поэтому правительство Великобритании компенсировало рабовладельцам потери, связанные с отменой рабства, именно поэтому освободившиеся из рабства жители Гаити долго выплачивали компенсацию Франции за собственное освобождение, и именно поэтому после отмены крепостного права в России освободившиеся крестьяне выплачивали компенсацию в пользу помещико помещиков. Права и свободы человека в то время были явно вторичны по сравнению с защитой частной собственности. И, кстати, этот режим весьма эффективно поддерживался крайне ограниченным правом голоса, в отношении которого действовал жесткий имущественный ценз (голосовать могли только богатые и часть среднего класса). Следующий режим с конца Первой мировой войны и по 1980е годы – это резкий рост «конфискационных» мер для богатых (например в виде огромных налогов на высокие доходы и на имущество) с целью снижения уровня госдолга и снижения неравенства. Именно в это время в практику вошли «большие» государства, бюджет которых стал составлять 30-50%, а то и больше % ВВП. Наконец, с 1980е годы сформировался новый режим неравенства (ассоциируемый с рейганизмом и тэтчеризмом), в рамках которого налоги для богатых были резко снижены, а неравенство пошло в гору.
- По мнению автора, богатых (с высокими доходами и активами) критически важно облагать очень высокими и прогрессивными налогами – на доход, на активы и на наследство. В противном случае неравенство может расти бесконечно. По сути это обусловлено структурными факторами – если не облагать богатых налогами, они будут богатеть бесконечно.
В общем и целом, книга представляет собой весьма интересный труд, с интересными фактами и выводами. Каждый из выводов автора подкреплен весьма обширным анализом. Вместе с тем, автор придерживается левых взглядов, которые мне не близки. В каком-то смысле это «взять всё, да и поделить», только в гораздо более утонченной форме. То, что проблема неравенства существует, – безусловный факт. То, что фискальные меры должны быть нацелены на некоторое выравнивание ситуации (чего они сейчас не добиваются), – тоже безусловный факт. Вместе с тем, предложения носят весьма конфискационный характер. Для автора книги, в каком-то смысле, нет различий между заслугами людей, между их усилиями, способностями, временем, затраченным на достижение результатов, проблемами/ болью, с которыми они столкнулись при достижении этих результатов. Примерно все равны – и гопник, который ел семечки в подъезде с 10 лет, и айтишник, который первые 20-25 лет своей жизни учился, не вставая, а затем, рискуя всем, запустил собственный бизнес. Да, делаются оговорки в том, что какая-то дифференциация быть должна, но эти оговорки не выглядят искренне. В моем понимании дифференциация должна быть ровно такой, насколько различаются способности, усилия и принесенная польза между разными людьми (не больше, но и не меньше). Да, надо что-то делать со структурным ростом неравенства – и, вероятно, прогрессивная шкала налогообложения в разумных пределах все-таки имеет смысл. Однако важно не считать абсолютно идентичными самых разных людей и не считать не заслуживающим внимания заслуги многих людей, добившихся результатов. Каждый имеет право на равные стартовые возможности и на минимальный жизненный стандарт (возможный с учетом уровня развития общества), но не имеет право на роскошную жизнь, не обусловленную его личными усилиями. Для меня несправедливость – это когда кто-либо не может получить свою часть пирога, несмотря на результаты и затраченные усилия, а не когда у одного значительно больше, чем у другого.
Подписывайтесь на нас в Telegram: https://tele.gg/bfpchannel
BFP: авторская аналитика от банкира и сертифицированного финансового аналитика (CFA)