Найти тему
МОТОРАДИО ONLINE MUSIC

Женский блюз от истоков и до наших дней...

Классический женский блюз - это ранняя форма блюза, получившая популярность в 1920 -е годы. Тогда это была смесь традиционного народного блюза и городской театральной музыки - водевиль. Классический блюз исполнялся певицами в сопровождении пианистов или небольших джазовых ансамблей. Первыми певицами жанра были Ma Rainey, Bessie Smith, Ethel Waters и другие. Они сыграли важную роль в распространении популярности блюза.

Примерно до 1900 года блюз - тип черной народной музыки, возникшей на американском Юге - существовал в основном в виде рабочих песен. Гертруда “Ма” Рейни (1886-1939), известная как "мать блюза”, считается первой, кто исполнил блюз на сцене. Она начала включать блюз в свои шоу. Рейни где-то услышала, как женщина поет о мужчине, которого она потеряла, выучила эту песню и начала использовать ее в качестве заключительного номера своей программы, называя ее “блюз". Примеру Рейни последовали и другие молодые женщины, выступающие на сцене.

Ethel Waters
Ethel Waters

Ключевой фигурой в популяризации блюза был композитор У. К. Хэнди "Отец блюза", который опубликовал первую из своих блюзовых песен в 1912 году. Его композиции, в частности "The Memphis Blues" и "St.Louis Blues", быстро стали эталонами для блюзовых певцов. Песни в этом стиле исполнялись в черных сценических шоу, а также использовались белыми музыкантами, такими как Софи Такер.

В 1919 году Хэнди и гарлемский композитор, музыкальный издатель Перри Брэдфорд начали убеждать звукозаписывающие компании в том, что чернокожие потребители охотнее покупают записи чернокожих исполнителей. Настойчивость Брэдфорда побудила компанию General Phonograph записать 14 февраля 1920 года в своей студии Okeh Нью-Йоркскую певицу-кабаре Mamie Smith. Она записала две не блюзовые песни, которые были выпущены и имели коммерческий успех. Затем она записала "Crazy Blues", который стал первым блюзом, записанным чернокожей женщиной. В первый же месяц пластинка разошлась тиражом более 75 000 экземпляров - экстраординарная цифра для того времени! Смит прославилась как “Первая леди блюза Америки". Блюз стал общенациональным увлечением и индустрия звукозаписи активно искала, записывала и издавала сотни чернокожих певиц.

Блюзовые записи продавались исключительно афроамериканцам, в основном с помощью рекламы в "черных" газетах, таких как Chicago Defender и Pittsburgh Courier, и обычно назывались "race records", чтобы отличать их от записей, продаваемых белой аудитории. Однако записи некоторых классических блюзовых певиц были популярны среди белых покупателей, например, записи Хегамин для Paramount Records в 1922 году, которые были выпущены в "популярной" , а не в "расовой" серии Paramount. Первой белой певицей, которая достоверно исполнила и записала блюз, стала Марион Харрис.

Бесси Смит (Bessie Smith)
Бесси Смит (Bessie Smith)

Самой популярной из классических блюзовых певиц была уроженка Теннесси Бесси Смит, которая впервые записалась в 1923 году. Получившая прозвище "императрица блюза“, она обладала громким голосом. Сначала она боролась за то, чтобы быть записанной - три компании отказались от нее, прежде чем она подписала контракт с Колумбией. В конце концов она стала самой высокооплачиваемой чернокожей артисткой 1920-х годов и записала более 160 песен.
Ма Рейни, чья популярность на юге была непревзойденной, была мало известна в городах севера до 1923 года, когда она сделала свои первые записи. Она и Бесси Смит привели к изменению стиля классического блюза. Публика предпочитала их более грубое, более приземленное звучание более легким голосам, которые предшествовали им. Рейни записала более 100 песен, 24 из которых были ее собственными композициями.

Mahalia Jackson
Mahalia Jackson

К 1928 году популярность классического блюзового стиля пошла на убыль.Стала популярной более "приземленная" форма блюза, обычно исполняемая мужчинами, аккомпанирующими себе на гитаре или фортепиано. Влияние Великой депрессии на "черный водевиль" и звукозаписывающую индустрию, а также растущая популярность свинговой музыки в 1930-е годы положили конец карьере большинства классических блюзовых певиц. Некоторые адаптировались к меняющимся музыкальным стилям, некоторые впоследствии работали вне сферы развлечений, другие стали успешными актерами в кино и на радио. Бесси Смит погибла в автокатастрофе в 1937 году, в возрасте 41 года. Лайонел Хэмптон сказал: "Если бы она была жива, Бесси была бы наверху и в эпоху свинга.”
В 1960-е годы возрождение интереса к блюзу вернуло на концертную сцену Сиппи Уоллес, Альберту Хантер, Эдит Уилсон и Викторию Спайви.

Классические исполнительницы женского блюза были пионерами индустрии звукозаписи, одними из первых чернокожих певцов и блюзовых исполнителей, кто делал записи. Они также сыграли важную роль в популяризации 12-тактового блюза по всей территории Соединенных Штатов. Махалия Джексон, Дженис Джоплин и другие певицы второй половины ХХ века считали Бесси Смит своим кумиром и учителем.

Janis Joplin
Janis Joplin

Первые блюзовые вокалистки придумали импровизацию на мелодических линиях, необычную фразировку, которая изменяла акцент, усилили значимость текстов, а также ввели вокальную драматургию с использованием криков, стонов и воплей. Таким образом, блюзовые женщины произвели изменения в других жанрах популярного пения - джаз, бродвейские мюзиклы, госпел, ритм-энд-блюе и, в конечном счете, рок-н-ролл.

Сейчас женский блюз снова в моде, появляются новые имена.