В ночь на 7 января 1537 г. Флоренцию потрясло страшное злодеяние - первый тосканский герцог Алессандро Медичи был убит группой заговорщиков, во главе со своим родственником Лоренцино(он же Лорензаччо).
Хотя, как вы понимаете, оценка любого события зависит от политических убеждений - и потому в глазах флорентийских республиканцев убийство Алессандро было вполне достойным похвалы деянием, а Лоренцино Медичи мгновенно стал "тосканским Брутом", избавившим отечество от тирана.
Но как и древнеримские тираноборцы, Лоренцино с товарищами оказались людьми недальновидными, и сливки с гибели смуглого флорентийского "Цезаря" сняли вовсе не они - а еще один родственник Алессандро, Козимо Медичи. Который и стал в этой истории"Октавианом", а значит следующим герцогом.
Вернее как стал... ему любезно разрешили им стать. Ведь Лоренцино нанес удар кинжалом по мелкотравчатому, местечковому тирану, а главной деспотической мордой в Италии был император Карл 5 Габсбург, он же король Испании, Неаполя и прочия.
Незаконнорожденная дочь Карла 5, Маргарита, была замужем за Алессандро, и ее отец в свое время так дальновидно составил брачный контракт, что при отсутствии у пары детей (как и произошло) после смерти Алессандро флорентийская цитадель переходила во владение к нему, императору.
Карл 5, имея все козыри на руках, тем не менее решил временно проявить щедрость и не накладывать лапу на потенциальное наследство - тем более что Козимо обещал стать послушным мальчиком и адекватным правителем, в отличии от неуравновешенного Алессандро.
Но все же Козимо сидел на герцогском троне, как на иголках - очень уж ПРИЗРАЧНЫМ казалось расположение императора, а следовательно и его, Козимо, благополучие. Хотелось бы каких-то гарантий.
Поэтому, не успел труп мужа остыть, как Козимо стал подбивать клинья к неутешной вдове Алессандро - Маргарите Австрийской. Пятнадцатилетняя вдовушка была недурна собой и испытывала симпатию к Козимо, правда обладала весьма паршивым характером... но это такие мелочи, когда у невесты папа - император!
Карл 5 имел на будущее Маргариты иные планы, и соискателю отказал. Но Козимо не терял надежды породниться с Габсбургами - говорят, даже раскатывал губу на Марию Тюдор, дочь Генриха 8... дескать не дочка императора, так кузина. Кузина тоже подойдет.
Но в итоге из множества матримониальных планов актуальным остался один - у испанского вице-короля Неаполя Педро Альвареса де Толедо как раз оказались две дочери на выданье. Семейство Альварес де Толедо, старшая ветвь которых в 16 веке- это знаменитейшие герцоги Альба, тоже были какими-то родственниками Карла 5... и Козимо решил уж этот шанс не упускать.
Педро Альварес де Толедо тоже был не против, чтобы его плоть и кровь стала герцогиней Тосканы, и благосклонно предложил Козимо руку своей старшей дочери Изабеллы. Руку и ОЧЕНЬ существенное приданое в 80 тыс. дукатов.
Про цены и зарплаты в 16 веке читайте здесь
Козимо, несмотря на неопытность, оказался осторожным молодым человеком и сразу заподозрил, что столько халявного сыра бывает только в мышеловке. Так оно и вышло, ведь по словам агента Козимо:
"Изабелла невероятно уродлива, а ее глупость делает ее посмешищем всего Неаполя".
Конечно, Козимо хотел бы породниться с Карлом 5 и испанцами... но не такой же ценой! Молодой флорентийский герцог был достаточно политически грамотным, алчным и властолюбивым, но терпеть страхолюдную испанскую дуру даже ради приданого, даже ради трона Флоренции он не хотел. Тем более, что у вице-короля имелась и другая дочь- Элеонора, по общему мнению - красавица.
"Прекрасная, свежая... с грациозной походкой, величественными манерами и приятным голосом".
Почему мне залежалый товар подсовываете? - завозмущался Козимо маневрам потенциального тестя, а своему агенту в Неаполе строго-настрого приказал добиться руки Элеоноры, а не Изабеллы - любой ценой.
Я слышал, вице-король пытается убедить императора заставить меня принять руку старшей дочери... я буду ОЧЕНЬ недоволен таким исходом событий.
Педро Альварес для виду поломался, но решил, что так для него даже выгоднее - раз уж Козимо так хочет красавицу Элеонору, в приданое он получит всего трицать тысяч золотых. Ведь красота сама по себе бесценна.
Козимо был согласен. Он настолько горел желанием увидеть долгожданную невесту, что не стал дожидаться ее дома - как полагалось по нормам этикета того времени, а встретил на середине пути. Элеонора, к счастью, оправдала свою репутацию красавицы, и Козимо был так рад стать обладателем столь прелестной и полезной в политическом плане жены, что даже упущенная выгода в 50 тыс. дукатов его совершенно не расстраивала.
"Могу сказать, что не осталось в мире больше ничего, чего бы я мог ждать и желать"
-написал довольный Козимо своему тестю.
На въезде во Флоренцию герцогиню ожидала триумфальная арка с фигурой Плодородия и пятью маленькими ангелочками... Элеонора перевыполнила ожидания флорентийцев, она стала матерью не пяти, а одиннадцати детей, из которых до взрослых лет дожило восемь.
И хотя супруги были вполне счастливы, не сказать, что Элеонора де Толедо являлась ангелом во плоти. Это была достаточно высокомерная испанка, частенько на людях делавшая вид, что не понимает итальянский язык. Но что вы хотите от двоюродной сестры кровавого герцога Альба? Не устраивала флорентийцам "испанскую ярость"- и то хорошо.
Кроме того, Элеонора не особо интересовалась культурой и искусством, что было принято у Медичи. Помимо рождения детей, всю энергию она отдавала управлению сельскохозяйственными угодьями, азартным играм и моде. Иногда последние два увлечения соединялись в одно - так во время своей беременности она поспорила с местным купцом, что ждет мальчика. Если бы выиграла герцогиня, купец передал бы ей рулон серебряной парчи... но она проиграла и рассталась со ставкой в 870 скуди.
Судьба потомков Козимо и Элеоноры оказалась достаточно драматична, что для Италии того времени в принципе нормально:
Один сын якобы убил второго и сам был за это до смерти наказан отцом - слух, который при вскрытии захоронений Медичи не подтвердился.
Наследник, Франческо, связался с венецианской авантюристкой Бьянкой Капелло, и тоже умер при загадочных обстоятельствах.
Бьянка Капелло- история злой Золушки.
Но самая печальная участь, как мне кажется, у любимицы Козимо Изабеллы - та якобы была задушена мужем за измену. К счастью, родители несчастной до этого не дожили... хотя были бы живы, скорее всего такое бы и не случилось.
Сама Элеонора умерла от малярии и туберкулеза на руках у мужа и исповедника-иезуита. На поздних портретах видно, что выглядела она измученной болезнями. Хотя все такой же нарядной.
А приданое в 30 тыс. дукатов вице-король кстати так зятю и не выплатил.