Найти в Дзене
Cinemagraphie

10 фактов о фильме «Андалузский пёс»

Оглавление

1. Фильм родился из снов Дали и Бунюэля

Рассказывая об идее «Андалузского пса» Бунюэль писал: «Нам надо было найти основную сюжетную линию. Дали сказал: «Мне прошлой ночью снились муравьи, которые кучами ползают у меня по рукам», — а я говорю: «Господь милосердный, а мне снилось, что я резал кого-то на ломтики или же взрезал чей-то глаз. Вот тебе и фильм, давай-ка возьмемся и сделаем его».

2. Сценарий был написан за шесть дней

-2

О творческом методе создания сценария Бунюэль рассказывает: «Мы писали так, что наши умы были открыты нараспашку для первой же идеи, которая приходила в голову, и в то же время мы систематически отвергали всё, являвшееся плодом нашей культуры и образования. Нам нужны были такие образы, которые удивят нас и которые мы оба станем принимать без дискуссий. Ничего иного».

3. Бунюэль одолжил денег на съемки у своей матери

-3

Режиссер взял у матери в займы две с половиной тысячи долларов и половину этой суммы потратил в своих «обычных ночных клубах». Вторая половина была уплачена за аренду киностудии и пошла на зарплату двум профессиональным актерам: Пьеру Бачефф и Симоне Марей, — а также оператору Альберу Дюбержену.

4. На съемочной площадке царила напряженная атмосфера

-4

Пьер Бачефф был наркоманом, который постоянно нюхал эфир и покончил с собой в последний день съемок. Дали шёл к нервному срыву, и даже на самого Бунюэля так подействовала сцена, где кажется, будто по девичьему глазу полоснули бритвой, что ему было потом в течение нескольких дней не по себе.

5. Дали сыграл в фильме одну из ролей

-5

Дали появляется на экране в образе одного из монахов братства Пресвятой Девы Марии, выступая вместе со своим товарищем по школе Жауме Миравильесом — тот случайно оказался во время съемок в Париже, и его заманили играть второго монаха, которого тащат по полу.

6. Одну из сцен Дали дорабатывал собственноручно

-6

Художник участвовал в съемке сцены с дохлыми гниющими ослами и роялями; он «доводил до ума» полуразложившихся ослов (это были набитые чем-то муляжи) с помощью больших банок липкого клея, которым он облил их. Потом Дали вытащил у ослов стеклянные глаза и увеличил глазницы, надрезав их ножницами, а также до отказа раззявил им пасти, чтобы зубы выглядели самым выигрышным образом.

7. Фильм задумывался как противостояние авангарду

-7

Бунюэль объяснял свои намерения следующим образом: «Говоря исторически, фильм представляет собой неистовое выступление против того, что в те дни называлось "авангардом", который был нацелен исключительно на артистическую восприимчивость и разум аудитории...В ленте "Андалузский пес" создатель фильма впервые отказывается занимать какую-либо позицию в морально-поэтической плоскости...Его цель состоит в том, чтобы провоцировать у зрителя инстинктивные реакции отвращения и влечения. Ничто в этой картине не символизирует ничего».

8. Название было выбрано не случайно

-8

Слова «Андалузский пес» помимо того, что являются заглавием книги стихов Бунюэля, были ещё и посрамляющим термином, который Бунюэль и Дали использовали для описания узко мыслящих обывателей, питающих склонность к фольклору и сентиментальности. Услышав название фильма, Федерико Гарсиа Лорка, заподозрил нападение на него лично.

9. «Андалузский пёс» — первый сюрреалистический фильм

-9

Таковым его провозгласил основоположник сюрреализма Андре Бретон в ту же минуту, когда увидел. Доподлинно неизвестно, где Бретон посмотрел фильм, но предполагается, что он посетил частную премьеру, которая состоялась в «Театре урсулинок», где в числе других зрителей присутствовал Пикассо.

10. Бунюэль явился на премьеру, набив карманы камнями

-10

На премьере Бунюэль настолько опасался возможности ожесточенной реакции присутствующих, что явился с камнями в кармане, которыми поигрывал, когда обращался к аудитории. Потом он нервно стоял за сценой, пуская на граммофоне аргентинские танго. Режиссер волновался зря: публике его детище пришлось по вкусу.

Источник: Мередит Этерингтон-Смит, «Сальвадор Дали».

Подборку лучших сюрреалистических фильмов в истории и другие материалы об авторском кино ищите на нашем канале в Telegram