Найти тему

Персианизация и запугивание: расследование раздора во дворе Александра Македонского. ч. 1

Подмножество александрийской стипендии, которая уже давно завоевала всеобщее восхищение, не ставит во главу угла успех, а скорее неудачу: то есть раскол при его дворе, возникший во время его азиатских кампаний. Такой раскол, хотя и был вызван рядом обид, был в значительной степени под влиянием усилий Александра подражать, ассимилироваться и интегрировать элементы персидского двора и армии в свою Македонскую империю. Биографы от Плутарха до Грина пытались раскрыть цели Александра с помощью этой персидизации и добиться различного успеха: одни утверждают, что это была единая империя, в то время как другие называют ее единым человечеством. В любом случае, можно согласиться, что персидизация была средством для достижения цели - действительно, цель, которую Александр, должно быть, думал, оправдывает своими противоречивыми средствами; и противоречивыми они были.

В 324 г. до н.э. напряженность разгорелась с мятежом в Описе, который был спровоцирован, когда Александр предложил завербовать десять тысяч персидских солдат для замены тех македонцев, которые были ранены или престарелыми. Следует отметить, что до этого шесть лет персидской политики прошли без активного мятежа. Почему в течение этих шести лет люди Александра, несмотря на вышеупомянутый раскол, молчали? Рассматривая три эпизода попыток персидизации - проскинез, учреждение офиса Чилиарха и сам мятеж Opis - создание атмосферы запугивания при Александровском дворе окажется существенным вкладом в мужское молчание и, таким образом, превращение Opis в своеобразный феномен.

Ранняя реакция на персидскую политику Александра проиллюстрирована падением проскинеза в 327 году. Вероятно, стремясь унифицировать придворный этикет с целью плавного управления как персидскими, так и македонскими подданными, Александр попытался ввести персидское повиновение - акт либо раскладывания себя у ног Великого царя, либо, скорее всего, исполнения придворного лука, а затем его поцелуя. Попытка была предпринята на банкете, где она была получена с явным апломбом, пока не наступила очередь Каллисфена; со своим упреком он сделал его вечным врагом царя. Позднее в том же году Каллифен был ошибочно вовлечён в сюжет о жизни Александра, истинным зачинщиком которого была Александровская царская страница Гермолауса. Казалось бы, леденящее цитата Аристотеля леденящее цитату Гомера Каллифену в начале его назначения оказалось пророческим: "То, как ты говоришь, дитя моё, ты долго не протянешь".

Хотя никакому древнему источнику нельзя доверять, чтобы он дословно пересчитывал диалоги, представленные в то время, общий тон, который сообщается, не следует игнорировать. Поэтому примечательно, что в своем списке претензий к царю Гермолай в основном ссылается на несправедливые убийства Филота, Парменио и Клита, а также на политику персидизации Александра. Очевидно, что враждебность по отношению к политике Александра была не только у греческой фракции Каллисфена, где подобное возражение было бы типичным; королевские страницы, аристократы сами по себе и некоторые сами македонцы тоже возражали. С этим согласились "македонцы, особенно старшие, одобрили возражения Каллисфенов". Однако такое несогласие оставалось частным, и в 327 году не зарегистрировано ни одного другого члена суда, который бы высказал возражения.

Почему молчание? Ответ двусмысленный. Гермолаусу и Королевским Страницам был назначен публичный суд и публичное наказание "для демонстрации своей вины перед армией и для привлечения армии". Принудительное соучастие мужчин в этих смертях, несомненно, подтолкнуло бы их к дальнейшему молчанию и одновременно вынудило бы их неявно одобрить Александра и его политику. Кроме того, хотя очевидно, что главной целью преследования Гермолауса было предостережение от будущих заговоров о жизни Александра, верно и то, что его смерть послужила примером того, что произойдет с теми, кто выступал против персидизации, и, следовательно, против любой политики Александра вообще. То, что "не должно быть никаких сомнений в виновности Александра", подтверждается тюремным заключением и казнью Каллиштена, которая произошла без суда и следствия.

Возможно, утверждение Тарна о том, что у Александра развилось "нетерпение к тем, кто не мог понять", темно. Такое действие в результате инакомыслия также не было исключительным: "То, что Александр был жестоким и мстительным, нельзя отрицать". Александр был человеком, который не сдерживал своего гнева, когда его политика была противопоставлена или воспрепятствована. Наряду с убийством Клейта за нападение на Персианизацию и Филота за нападение, отчасти за обожествление, конец Каллифена служит одним из самых ярких примеров этой черты. Казнь Гермолая и Каллисфена, причем последний был казнен без суда и следствия, является двумя неоспоримыми случаями запугивания, которые просто свидетельствуют о противоречии в законности.

Продолжение следует...

https://www.canva.com/design/DAD77xhQS38/xufBSyXL9lRSJpENwHFDLw/edit?category=tACVL2ns1Zw
https://www.canva.com/design/DAD77xhQS38/xufBSyXL9lRSJpENwHFDLw/edit?category=tACVL2ns1Zw