Великий Соул Басс, на мой взгляд, величайший графический дизайнер 20-го века, родился 100 лет назад сегодня, 8 мая 1920 года. За более чем десятилетний период написания статей о кинопостерах я написал о Бассе только один раз в статье об эволюции дизайна для Vertigo, что удивительно, потому что он, несомненно, был первым дизайнером плакатов, имя которого я когда-либо знал, а из шести кинопостеров, висящих в моей квартире (которые, вопреки тому, что вы могли бы подумать, не покрыты афишами), два - это плакаты Баса: "Секунды" и "Человек с золотыми руками". Сол Басс слишком хорошо известен, и о нем написано так широко, что я никогда не чувствовал, что мне есть что добавить к обсуждению. И когда в 2011 году вышла в свет необыкновенная работа Дженнифер Басс и Пата Киркхэма "Сол Басс: жизнь в кино и дизайне" (более 400 страниц и 1400 иллюстраций), казалось, осталось мало что еще можно сказать.
Но я не могу допустить, чтобы эта столетняя годовщина прошла незамеченной. Работа Басса в кино - особенно его заглавные серии, а также его целостный подход к кинематографическому брендингу - революционная кинематографическая графика. За почти 60-летнюю карьеру он сделал всего около 25 кинопостеров, которые на самом деле использовались в коммерческих целях (и, по крайней мере, десять из них были для Отто Премингера), но его самые известные дизайнерские работы настолько культовые, что на них так последовательно ссылались и плагиатировали в течение полувека, с тех пор как они были сделаны, что его влияние и репутация как дизайнера кинопостеров безупречна.
Использование Басом ярких графических элементов, силуэтов и стилизованных тел, пустых пространств и блоков ярких цветов, было похоже на выстрел молнии в руку кинорекламода в середине 50-х годов. Басс занимался коммерческой рекламой для киностудий с конца 1930-х годов, когда он был еще подростком, и многие из его журнальных дизайнов уже имели свежесть подхода, которая выделялась в отличие от более реалистической рекламы того времени. Он усовершенствовал свой стиль, создавая рекламу для фильмов Стэнли Крамера, таких как "Чемпион" (1949), "Мужчины" (1950) и "Высокий полдень" (1952), а в 1954 году снял свой первый титульный сериал, положив начало плодотворному сотрудничеству с "Премингером", для Кармен Джонс. (В сотрудничестве с женой Элейн Басс за свою карьеру создал около 50 титульных постановок, последняя из которых была снята для "Казино" Мартина Скорсезе в 1995 году, сделанного за год до его смерти).
С середины 50-х до середины 60-х годов Басс создавал кампании для Preminger, Хичкока и Билли Уайлдера, которые практически определяют модернизм середины века в дизайне киноплакатов. Но, несмотря на популярность его работ в кино, он часто сталкивался со студиями, которые хотели подделать его символику и замарать его ясноглазую абстракцию. Фотографии Синатры, Новака и Паркера "Человек с золотой рукой" (1955) - один из его первых реализованных кинопостеров - были добавлены студией против воли Басса. Поэтому Басс также делал трафаретные отпечатки своих любимых версий эскизов, а также эскизов, которые никогда не видели коммерческого света дня. В конце 60-х годов он также начал создавать плакаты для зарубежных фильмов для дистрибьюторов, более охотно идущих в ногу с его смелыми дизайнерскими решениями. В то же время он начал снимать свои собственные короткометражные фильмы и разрабатывал плакаты для них (хотя по каким-то причинам он так и не разработал плакат для своей единственной картины - "Научно-фантастический ужас IV фазы").