Национальная идея России заключается в патриотизме, но он должен быть не квасным, а направленным на развитие страны, заявил президент Владимир Путин. Глава государства заявил об этом в интервью программе «Москва. Кремль. Путин»
Конечно, связь между патриотизмом и национальной идеей есть, более того, она очевидна. Но всё-таки это разные вещи.
Можно сказать, что национальная идея является топливом для патриотизма. Чем сильнее идея, чем больший отклик она получает в массах, тем сильнее разгорается в народе патриотическое пламя.
Думаю, патриотизм - это следствие национальной идеи.
А что касается ее самой - практически любая идея может стать национальной. При условии, что у нее получится захватить умы миллионов. Процесс ее "прорастания" в теле нации сопровождается формированием атрибутов - мифов, ярких художественных образов, крылатых выражений и девизов.
Поэтому руководителям стран со сформировавшейся национальной идеей довольно просто отвечать на вопросы о ней. Достаточно процитировать какой-нибудь из девизов - "единство во многом" , "свобода, равенство и братство" - а потом подождать, пока закончатся аплодисменты.
Но им таких вопросов не задают. Зачем спрашивать у президента общеизвестные вещи, когда можно спросить, например, о ценах на бензин? А национальную идею все и так в школе проходили.
У нас такого идеологического стержня нет. Осколки монархизма сражаются с призраками коммунизма, мастера культуры ищут вдохновения в славном прошлом, рисуют образы России, которую мы потеряли.
Так получилось, что за прошлый век мы потеряли несколько Россий, поэтому образы конфликтуют и не сходятся в единую систему.
Пытается пустить корни на наших почвах великая американская мечта, но перспективы сомнительны. Если за прошлые тридцать лет не заколосились тут многочисленные бизнесы, не прогремели истории успеха, то откуда им взяться в следующие тридцать лет?
Да, коррупция, чиновники. Но американцы путь к своей мечте буквально зубами прогрызли, тоже сквозь коррупцию и чиновников. А мы? С нами что не так? Думаю, просто мечта не наша. Хорошая, но чужая.
Но вернёмся к интервью. Вот, что еще сказал президент:
«Это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха»
Да, прошлое у нас героическое. Победа, наверное, единственное, что нас всех объединяет. Фотографии наших дедушек и бабушек - я пытался сформулировать для себя и понял - мне больно от того, что мы почти разрушили их мечту, мне тяжело смотреть им в глаза. Но пока есть надежда что-то исправить, нельзя опускать руки. Страна, за которую погибло столько прекрасных людей, должна жить. И она живёт из уважения к их памяти.
А что же с будущим? Каким вы представляете себе наше героическое и успешное будущее?
В годы моего детства с этим было всё в порядке. Ефремов, Стругацкие. Город на Луне, колонизация Марса, экспедиции к звёздам. Дух захватывало, хотелось дожить и увидеть.
Современная отечественная фантастика - это антиутопии (с населением в капсулах) и разные виды постапокалипсиса (с зомби или мутантами). Так фантасты представляют себе наше будущее.
Ну, Стругацкие ошиблись в своё время, надеюсь, и эти тоже ошибаются.
Наверное, наше будущее еще не определено. Сейчас где-то в коллективном бессознательном оно формируется вместе с национальной идеей. Потом неожиданно прорвётся в мир в каком-нибудь фильме или книжке. Или в интервью. Люди поймут - вот оно, и идея начнёт захватывать умы.
А сейчас ее атрибутом можно с некоторой натяжкой считать неофициальный девиз страны: "Вперёд, Россия!" Пока непонятно - куда именно вперёд. Просто мы все хотим простора и движения.
Большинство из нас с удовольствием вернулось бы на дорогу к светлому будущему, в котором совершенные люди осваивают бескрайние просторы и разгадывают загадки мироздания.
Меньшинство наоборот тянет нас в славное прошлое - с имениями и дворцами, балами и охотами. Туда, где неграмотные, но добрые крестьяне с восторгом смотрят вслед барину, промчавшемуся по дороге в дорогом лимузине.
Пока побеждает точка зрения меньшинства - слишком большими средствами и возможностями оно располагает. Тем не менее, их проект обречён на провал. Да, они уже умеют правильно вести себя с прислугой, замечательно хрустят французской булкой, но при этом у них отсутствует главный атрибут аристократа - представления о чести. Без чувства долга и преданности России - они просто кучка богатых клоунов. Империя не построится с такой элитой.
Тридцать лет мы живём в ожидании. Уважение к подвигу предыдущих поколений не даёт нам исчезнуть. Но отказавшись от их идеи, мы никак не можем сформировать свою собственную.
Думаю, главным образом этому препятствует никчёмность нашей элиты. Она не желает быть авангардом и не может вести за собой нацию. Те, кто должен принимать на себя первый удар, восхищать и быть образцом, вызывают неприятие и отторжение в народе. Мы все сидим и ждём, когда же они наконец наиграются в бояр. Но конца пока не видно.
Разговоры об обновлении элит идут давно, но до сих пор остаются разговорами. Куда деваются многочисленные "молодые лидеры России"? Может быть, пополняют ряды старых? Или просто нужно время, чтобы количество перешло в качество?
Всем нужно время. А его прошло уже немало. Через двадцать лет после войны о ней напоминали только рассказы участников. К этому времени люди переселились из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Появились новые школы и детские сады, страна строила атомные электростанции и летала в космос.
Сейчас вот уже двадцать лет мы пытаемся преодолеть "наследие девяностых" и "национализировать" элиту. Поневоле закрадывается подозрение, что верхи не только не могут, но и не хотят. Что им легко и радостно допиливать Россию, а мы их не интересуем вообще, даже в качестве объектов эксплуатации. Они видят в нас странных туземцев, играют с нами со скуки в дворян и нехотя понарошку строят ненастоящую империю. У нас нет с ними общего будущего, потому что своё будущее они видят в Лондоне.
Нет такой силы в России, которая могла бы им помешать. Значит, выход из ситуации один - как обычно, через геополитическую катастрофу. Когда рухнет изъеденная изнутри "элитой" страна, и народ привычно начнёт восстанавливать Россию из руин.
Может быть, именно этого времени ждёт наша национальная идея, чтобы наконец проявиться? Кстати, и фантасты с их мрачными прогнозами могут всё-таки оказаться правы.
Не хотелось бы. Но... Кто-нибудь видит другое будущее?