Найти тему
Юрий Грибанов

Выход есть

Оглавление

Ю. И. Грибанов, доктор экономических наук

Думаю, что лишний раз расписывать все, что происходит сегодня в экономической и общественной жизни России бессмысленно. Чтобы понять масштаб катастрофы не нужно даже включать телевизор или читать новости, достаточно посмотреть в окно. И как бы власть не пыталась вселить оптимизм в души своих граждан, настроения в обществе становятся все более угрожающими с каждым днем пандемии.

Во-первых, все более ясным и для власти, и для общества становится понимание того факта, что ничего не вернется обратно. Как бы ни старались мы убедить себя, что лишь пережидаем бурю, и солнце скоро засияет вновь, верится в это с трудом.

Во-вторых, обществу стало ясно, что помощи от государства не будет, что все предложенные меры поддержки, о которых говорит власть – либо фикция, либо откровенная ложь.

В-третьих, и это, пожалуй, самое неприятное, люди почувствовали растерянность власти, ее неспособность провести общество через кризисную ситуацию. Вместо плана действий нам показывают коронавирусное пугало и в очередной раз предлагают «скрепы» в виде патриотизма, связи поколений, славы России и пропагандистских лозунгов.

Но власть уже понимает – не срабатывает. И что дальше? Устроить войну? Объявить стихийное бедствие, очередной голодомор или какую-то новую общую беду, призванную сплотить общество, власть и элиты? Избави, Господи...

Российская власть сейчас совершает ту самую ошибку, которая всегда в последствии приводит к самым страшным потрясениям социально-экономических систем – она нарушает общественный договор. Как я уже писал в статье «Социальный рейтинг как инструмент построения общества социальной справедливости», основой общественного договора в России традиционно была и остается безопасность. Гарантируя безопасность обществу, власть обеспечивает свою легитимность. Именно поэтому образ врага – внешнего или внутреннего – всегда присутствует в нашем официальном медийном фоне. Пандемия COVID-19 оказалась врагом, которого, мягко говоря, не ждали, врагом с которым власть оказалась справиться не в состоянии. Что бы не говорили сегодня официальные медиа, всем ясно, что действия власти бессистемны, часто явно ошибочны, а цель борьбы непонятна: то ли локализовать очаги распространения инфекции (китайский путь), то ли добиться иммунизации всего населения (скандинавский путь).

Обществу очевидно, что физическую безопасность, безопасность жизни и здоровья, власть гарантировать уже не может. А комплекс так называемых мер поддержки экономики, предложенный Правительством, убеждает общество в том, что его экономическая безопасность тоже уже не гарантируется. Более того, если власть хоть как-то печется об экономической безопасности элит, то на общество ей откровенно плевать. Максимум, до чего додумались прокремлевские политтехнологи и медийщики – рассказывать людям, что в других странах, мол, еще хуже. Это уже явное проявление слабости и беспомощности.

Прямым нарушением личной безопасности выглядят и цифровые пропуска вкупе с прочими мерами контроля перемещения граждан, драконовскими штрафами и вооруженными людьми на улицах. Строительство цифрового концлагеря не добавляет власти популярности – теперь любые шаги по цифровизации заранее принимаются обществом в штыки.

А между тем, именно возможности цифровой экономики могут сегодня принципиально поменять ситуацию в стране, развернуть ее в сторону кардинального улучшения, столь необходимого и власти, и обществу.

Еще раз напомню определение: цифровая экономика – глобальная система управления всеми ресурсами всех хозяйствующих субъектов на основе интеллектуальных вычислительных систем – цифровых платформ. Парадигма цифровой экономики может быть сформулирована тремя основными пунктами:

  1. Цифровая экономика – это продолжение глобализации. Происходит оцифровка всех мировых ресурсов – природных, человеческих, производственных.
  2. Эффективность оценивается уже не количеством произведенных в единицу времени ценностей, а числом транзакций.
  3. Меняется система управления – от иерархии лидеров-управленцев к иерархии платформ и алгоритмов.
Парадигма цифровой экономики
Парадигма цифровой экономики

Иными словами, цифровизация предполагает, с одной стороны, принципиально новый подход к управлению, а с другой – принципиально новую систему учета и контроля. Реформа управления и реформа налогового учета, проведенные на волне цифровой трансформации, позволят вывести страну на новый виток экономического развития учтя все интересы как власти, так и общества.

Реформа управления

В Российском законодательстве термин «управление» фигурирует едва ли не в каждом документе. У нас есть «управление в области воспроизводства лесов», «управление многоквартирным домом», «внешнее управление» и великое множество всевозможных других «управлений». Управление всем на свете регулируется законодательно, но при этом само понятие управления на законодательном уровне не определено.

С распадом Советского Союза распалась и четко отрегулированная и законодательно оформленная система госуправления, в которой были определены:

  1. Полномочия и компетенции органов управления.
  2. Характер управляющих воздействий.
  3. Механизмы получения обратной связи.
  4. Ответственность управленцев всех уровней.
  5. Характер и пределы применения санкций.

Фактически, в СССР была на законодательном уровне описана система государственного стратегического и тактического контроллинга[1]. Социально-экономическая система под названием Советский Союз рассматривалась как многопрофильная суперкорпорация с централизованным управлением. Эффективность (фактическую и потенциальную) социалистической экономики, конечно, можно оспаривать, но эффективность советской системы управления, на мой взгляд, бесспорна. Именно создание и внедрение единых стандартов и правил управления позволили СССР стать настоящей, а не воображаемой, существующей лишь в фантазиях власти, мировой сверхдержавой.

В постсоветскую эпоху централизованное управление было заменено лоскутно-кусочным, что с одной стороны создало почву для бурного роста коррупции (нет сквозного контроля – легче украсть), а с другой – сделало значительную часть отраслей экономики и хозяйства в принципе неуправляемыми. Популярный подход «рынок сам все расставит по местам» привел в итоге к тому, что мы имеем сегодня – хоть какой-то экономический порядок поддерживается благодаря гигантскому надзорно-карательному аппарату, в котором задействована чуть ли не четверть населения страны (!).

Цифровизация дает нам второй шанс для построения эффективной системы управления. Для этого необходимо:

  1. Принять на законодательном уровне правила и стандарты управления на всех уровнях (Закон об управлении). На первый взгляд может показаться, что управление той или иной социально-экономической подсистемой (отраслью, регионом) имеет сильную специфику и не может быть стандартизовано. Это не так. Речь идет о самых общих вещах – алгоритм управления, сбор обратной связи, ответственность.
  2. Разработать универсальные алгоритмы для цифровых платформ, реализующие нормы Закона об управлении.
  3. Разработать на их базе отраслевые (региональные, корпоративные – для госкорпораций) управляющие цифровые платформы. Как раз на платформенном уровне может и должна быть учтена отраслевая и региональная специфика.

В результате мы получим единую, гибко настраиваемую систему государственного управления, в которой будет минимизировано влияние человеческого фактора.

Иерархия управления в цифровой экономике
Иерархия управления в цифровой экономике

Важно, что архитектура и функционал цифровой платформы предполагает непрерывный мониторинг не только внутренних параметров системы, но и внешних факторов, влияющих на ее состояние. Таким образом при цифровом управлении автоматически выстраивается эффективная система тактического и стратегического контроллинга, позволяющая с высокой точностью предсказывать любые негативные проявления и глубоко анализировать последствия принимаемых управленческих решений.

Сейчас разработкой своих цифровых платформ (по крайней мере на бумаге) занято любое уважающее себя ведомство. Огромные государственные средства вкладываются в очередной технологический зоопарк. Однако, судя по тому, что бюджет Национальной программы «Цифровая экономика России» реализован лишь на 12%, многие пока не поняли, что и зачем нужно делать. Самое время вмешаться и ввести процесс в централизованное русло! Иначе мы получим набор несвязанных между собой «черных ящиков», решающих частные задачи отдельных ведомств, причем те задачи, которые сами же ведомства себе поставили. Один из таких печальных примеров – цифровая платформа налоговых органов.

Налоговая реформа

На форуме по налоговому администрированию ОЭСР (FTA) в Париже в сентябре 2019 г. заместитель руководителя ФНС России Алексей Оверчук сказал: «Перемены для налоговых органов неизбежны. В ближайшем будущем мы станем адаптивными цифровыми платформами и перейдем к автоматическому бесконтактному администрированию в рамках единой виртуальной транзакционной среды». Далее речь шла об особенностях налогообложения новых цифровых компаний, системах налогового мониторинга, регистрации и аутентификации граждан и т. д.

После подобных заявлений ФНС у меня возникает множество вопросов:

  1. Почему именно ФНС должна заниматься разработкой системы цифровой идентификации граждан? Разве банки уже не делают тоже самое много лет? Зачем дублировать то, что уже сделано? Бюджет освоить?
  2. Зачем нужна некая особенная «цифровая система налогового мониторинга»? Тотальной фискализации и системы ОФД оказалось недостаточно?
  3. Почему для новых цифровых компаний нужно изобретать какие-то новые системы налогообложения? Они работают каким-то особым образом?
  4. Что сейчас мешает «бесконтактно администрировать» налоги? Без единой виртуальной транзакционной среды это невозможно?

И вот эта самая «виртуальная транзакционная среда» наводит на самый главный вопрос: а зачем вообще нужна ФНС (в которой, между прочим, работает почти 200 тыс. человек) в условиях цифровой экономики?

Ответ очевиден – ни зачем. Финансовые потоки в условиях цифровизации абсолютно прозрачны. Любая финансовая транзакция отражается на банковских счетах, в том числе (благодаря тотальной фискализации) и транзакция с наличными. Каждый факт перехода денег в наличную форму фиксируется. Банки уже выступают в качестве налоговых агентов. Они могут и должны выступать и в качестве налоговых контролеров.

Для этого достаточно перейти к транзакционной системе сбора налогов. Еще в 2018 г. идею перехода к транзакционному налогообложению для ИП и самозанятых выдвинул Минфин во главе с Антоном Силуановым. По его словам, «уплата определенного процента по каждому факту совершения платежной операции сведет к нулю издержки и налоговую отчетность бизнеса».

Никаких препятствий для всеобщего введения транзакционного налогообложения сегодня нет. Все, что для этого необходимо – разработать систему бюджетных вентилей, которые регулировали бы разделение финансовых потоков по которым распределяется процент, удержанный с каждой конкретной транзакции (федеральный бюджет, региональный бюджет, пенсионный фонд, соцстрах и т. д.). В зависимости от типа транзакции конфигурация вентиля может меняться. В результате:

  1. Обеспечивается 100% сбор налогов без дополнительного контроля и применения карательных мер.
  2. Исключаются все злоупотребления как со стороны бизнеса и граждан, так и со стороны государства. Налогообложение становится прозрачным.
  3. Резко сокращаются расходы на налоговое администрирование.
  4. В полной мере реализуется принцип социальной справедливости – налоговые поступления прямо зависят от экономической активности бизнеса и граждан.
  5. Происходит дополнительная накачка деньгами банковской системы.

***

Прозрачность – один из ключевых и неотъемлемых принципов цифровой экономики. Прозрачность управления, прозрачность бизнеса, прозрачность финансов. Российская власть почему-то использует этот принцип исключительно односторонне: контроль за гражданами, их деньгами, их поведением. Между тем, прозрачность в условиях цифрового мира создает новую основу социального договора: власть видит, что делают граждане, граждане видят, что власть делает для их блага. Если российская власть не осознает этого сегодня, завтра может быть уже поздно!

[1] Процесс интеграции методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений (Экономико-математический словарь).