Найти тему
Киноserial

Старикам здесь не место (Basta Scorsese)

Рубрика: Особое внимание

Одинокий и никому не нужный старичок Фрэнк Ширан, роль которого исполнил Роберт Де Ниро, вспоминает пролетевшую жизнь, когда он был большой шишкой в криминальных кругах, приближенным мафиози Рассела Буфалино (Джо Пеши) и телохранителем знаменитого профсоюзного деятеля Джимми Хоффы (Аль Пачино).

В 1975 году неожиданно Хоффа пропадает без вести, и никто так и не узнал, что с ним случилось на самом деле. И вот спустя много лет, сидя в инвалидном кресле в доме престарелых, Ширан рассказывает свою версию произошедшего.

-2

«Ирландца» – экранизацию криминального бестселлера «Я слышал, ты красишь дома» – Мартин Скорсезе мечтал снять давно, еще в далекие 1990-е. Однако со временем проект начал казаться классику неподъёмным, а продюсеры пожимали плечами и не верили в проект. Увидел свет фильм только благодаря платформе Netflix, распахнувшей двери и кошелек перед Скорсезе и позволившей ему работать в атмосфере полной творческой свободы. Наверное, мало кто верил, что режиссер, собрав «старую гвардию» (всем актёрам уже давно за 70), сможет снять что-то большее, по сравнению со своими культовым гангстерским картинам. Но «Ирландец» – это кино широкого шага, выходящее далеко за рамки криминального жанра, а в каких-то местах даже не типичное для Скорсезе.

Своей неспешностью и монументальностью (картина длится 3,5 часа) «Ирландец» напоминает большие американские романы прошлого века, и опыт проживания биографии Фрэнка Ширана вообще очень литературный. Скорсезе не скупился на случайные детали и сцены, а исторические события вроде убийства Кеннеди соседствуют в фильме с бытовыми посиделками бандитов, разговорами о еде и, конечно, убийствами, сведенными, к слову, к такой же обыденности и даже банальности.

-3

При этом сюжет «Ирландца» глубоко прост и, более того, хорошо известен, ведь основан на реальных фактах биографии Джимми Хоффы. Но совсем несюжетные перипетии приковывают к экрану в этой картине, а печаль, пронизывающая её с первых минут и до самого конца, а конец он неизбежен. Когда я смотрел «Ирландца», то было такое ощущение как будто присутствовал на чьих-то похоронах. На экране проносятся персонажи, и над каждым возникает титр: умер от пули в голову, ножа в спину, встретил последние дни за решеткой. Пока что они влиятельные и крутые мафиози, которые могут позволить себе всё. «Видишь, каким сильным я тебя сделал», – говорит Фрэнку Ширану босс мафии Буфалино, надевая тому на мизинец золотой перстень.

«Ирландец» разрушает и все романтические мифы о гангстерах, которые в кино, конечно, всегда получали по заслугам, но от этого не переставали быть ролевой моделью. Бандитский мир здесь показан немощным и пошлым, а сами боссы мафии – дряхлыми стариками, чьи жизни так незаметно пролетели в бесконечной суете и беспечности. И твердое решение Скорсезе взять на главные роли Де Ниро, Пеши и Пачино – артистов, создавших лучшие образы гангстеров в истории – конечно не случайно.

-4

Поначалу очень непривычно наблюдать за Робертом Де Ниро, который у Скорсезе всегда был «бешеным быком», полным энергии. Здесь его Фрэнк Ширан, наоборот, грузный бандит-вышибала, у которого нет целей и амбиций, иной раз он и двух слов не может связать. Как и в армии он просто выполнял приказы, так и теперь на службе у итальянской мафии Ширан без лишних рефлексий и сделок с совестью «красит дома».

Босс Буфалино тоже весьма отличается от галереи вспыльчивых и жестоких персонажей Джо Пеши – это почтенный старец, никогда не повышающий голоса, вежливый и деликатный в самых щепетильных вопросах. Другой – Джимми Хоффа, в пылком и экспрессивном исполнении Аль Пачино. В какой-то момент профсоюзный активист перестает устраивать мафию, с которой он плотно сотрудничал, и всё, потому что у Хоффы есть идеалы, свое мнение и представление о справедливости. Это нисколько не вяжется с мировоззрением бандитов, и они спешно пытаются вывести его из своего круга. Конфликт болтливого политика с криминалом Скорсезе решает немыслимо для гангстерского кино – в конце концов, все они оказываются равны, обо всех забудут, всё превратится в руины.

-5

Конечно, эффект «омоложения», который применил Скорсезе для трех главных актеров, сильно даёт о себе знать. Однако это та степень условности, с которой несложно мириться. Более того, тот факт, что героев на всех этапах жизни играют дедушки, продолжает работать на основную идею картины: все проходит и «четкие пацаны» тоже постарели.

В «Ирландце» Скорсезе не ищет «утраченное время», не поет о траве, которая якобы была зеленее. Это откровенная исповедь, попытка примирения с неизбежным. Последняя треть картины можно назвать одной из вершин творчества Скорсезе, поскольку здесь в драматургическом накале складываются воедино не только события жизни Ширана, но и вся фильмография знаменитого режиссёра. Сколько бы фильмов он еще не снял, «Ирландец» останется последним, и это печально…

Подписывайтесь на канал "Сериалышная" и узнавайте о новинках, а также ностальгируйте вместе с нами по прошлым хитам 😉

Фото из интернета