Мне нравятся предметы - трансформеры, они меня завораживают и восхищает работа мастера, способного проявлять такую недюжинную фантазию в разработке дизайна предмета. Сегодня мы будем исследовать экстравагантную работы ювелирного дома Cartie, созданную в 1930 году. В это время ювелирный дом возглавлял Альфред Картье (сын основателя Луи Франсуа Картье) и его сыновья - Луи Жозеф, Пьер и Жак, каждый из братьев отвечал за парижское, лондонское и нью-йоркское отделения соответственно.
Одно из самых мощных и востребованных направлений в ювелирном доме Cartier, над которым трудились уже третье поколение одной семьи - было часовое дело, и, надо отделать должное, действительно, угнаться за идеями Картье нелегко, и сейчас, и сто лет назад! Прославленные модели Santos и Tank - до сих пор бестселлеры, их можно увидеть на руке и у королевских персон, и глав государств, и звезд кино- и телевидения. При этом классический вариант, как и новомодные скелетоны ценятся одинаково высоко.
Основной объём выполнен из стерлингового серебра - сплава , созданного путём добавления к чистому серебру меди, что позволяет сделать металл более прочным и долговечным. Стерлинговое серебро имеет чистоту 92,5%, поэтому про него говорят - серебро 925 пробы. Серебряный корпус изнутри покрыт золотой поталью, а внешние стенки декорированы горячей эмалью, как говорят, глухой или опаковой эмалью, отличающейся высокой плотностью и непрозрачностью. Контрастные цвета - красный и чёрный - универсальны, и в эпоху ар деко пользовались популярностью, учитывая, что предмет мог быть использован и мужчиной, и женщиной, такое сочетание подходило идеально для всех.
Размеры этого трансформера - скромные, однако рассчитаны таким образом, чтобы можно было вместить и мини-зажигалку, и часы. Часы спрятаны в подпружинном отсеке в нижней части, зажигалка- в верхней. Известно имя часовщика, который выполнил часы-малыши - это американский часовщик Джеймс Щульц, который, как и многие его коллеги по цеху, начав свою карьеру в Tiffany & Co, к 1930-м годам обрёл независимость и выполнял заказы, в том числе и для нью-йоркского отделения Cartier. Часы съёмные, механические. Учитывая, что в компании популярно было производство минодьеров, в которые также встраивались часики, возможно было и такая интеграция отдельно часов или всей зажигалки. По параметрам, этот предмет вполне вмещался в минодьеры и vanity case, о которых рассказывала в одной из предыдущих статей.
Внешняя задняя крышка корпуса часов декорирована традиционной гильошью (одним из видов художественной обработки поверхности металла, выполняющийся на токарном станке). Учитывая, что Cartier спорили за первенство с Faberge и его мастерами, непревзойденными на тот момент в гильошировке, использование гильоши обретает и дополнительный смысл. Во всяком случае, она не вполне стандартна для обработки корпуса часов. Концентрические круги, накладывающиеся друг на друга в симметричном порядке, плотно декорируют металлическое поле. По гильоши положена прозрачная горячая эмаль, которая во французской классификации горячих эмалей называются фондон. Назначение этого вида эмали - не столько эстетическая, поскольку она почти незаметна, сколько практическая, фондон защищает от механических повреждений поверхность металла.
В эту модель в верхнюю её часть интегрирована кремнёвая зажигалка с зазубренным стальным колёсиком, которое высекает искру из ферроцериевого кресала. Фитиль погружён в емкость, заполнявшуюся бензином. Корпус также выполнен из серебра 925 пробы и позолочен. Золотая поталь надолго сохранила красоту поверхности.
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь. пожалуйста своим впечатлением. Для автора - это важно!