Появление и задачи Русской правды
Русская Правда не свод законов, а простой судебник, — сборник правил о том, «как вести суд, какое наказание назначать за преступления, как узнать — совершено или не совершено преступление» (Бесстужев-Рюмин), и этим существенно отличается от позднейших сборников этого рода.
Действующие в настоящее время в европейских государствах своды законов определяют положение, права и обязанности лиц и общественных классов, отношение общества к государству, стараются охватить более или менее все стороны общественной и государственной жизни.
Они обыкновенно возникают в зрелую пору народной жизни, когда общество уже успело прочно сложиться, а государственная власть — окрепнуть и обладает достаточным авторитетом и внешними средствами, чтобы осуществить свои постановления (Уложение царя Алексея Михайловича; Кодекс Наполеона; Свод Законов, составленный Сперанским в царствование императора Николая I).
Русская же Правда выросла из более скромной потребности — предотвратить столкновение и распри и, во имя правосудия, определить наказание за совершенный проступок. Наказать преступление и оградить имущественные интересы — вот две главных задачи Русской Правды.
С чем боролась Русская правда.
Каков же состав Русской правды:
1. Преступления она знает: убийство, нанесение ран, побоев, увечья; самоуправство, разбой, кражу.
2. Имущественные интересы — связаны с наследством, займами, отдачею денег в рост, кредитом, куплей и продажей.
Предупредить преступление, исправить преступника — Правде до этого нет никакого дела; ей бы только материально наказать за материальный ущерб, нанесенный преступником. И чем чувствительнее ущерб, тем строже наказание: за отсеченную руку — 40 гривен; за отсеченный палец — 3 гр.; за лошадь — 60 кун, за корову — 40, за теленка или овцу — 5.
Не заботясь о предупреждении преступлений, Русская Правда не проявляет инициативы и в их преследовании; это дело потерпевшего: он сам должен отыскивать преступника, сам доказывать преступление, сам производить следствие, сам позаботиться найти свидетелей и доставить их в суд.
Совсем иначе в наше время. Современный закон строго различает уголовное преступление от гражданского. В гражданском преступлении заинтересовано только лицо, непосредственно потерпевшее, и если должник не заплатил мне по векселю, то предоставляется моей личной воле предъявлять этот вексель к взысканию или не предъявлять.
Но если вор обокрал меня, насильственно овладел моим имуществом; если кто покушался на мою жизнь или нанес мне, даже ненамеренно, в случайной схватке или раздражении, рану, то хотя бы сам я и простил его, не захочу взыскивать, то не простит его государство, закон, и предаст его суду, как уголовного преступника, потому что такой человек нарушил установленный порядок общественной жизни, гарантированный законом, и государство призвано карать подобные нарушения.
Преступлений уголовного характера Русская Правда не знала совсем.
Возникновение Русской Правды из язычества.
Русская Правда возникла не сразу. Древнейшая часть её составлена при Ярославе Мудром, остальное — при его сыновьях и внуках.
На древнейшей части еще лежит отпечаток грубой языческой поры. Так, за убийство полагается кровная месть, — не только допускается, но прямо предписывается законом. Это понятно.
Кровавая месть составляла в те времена нравственный долг родственников убитого (месть Ольги древлянам за смерть Игоря); в дальнейшем мстить уже запрещено: месть заменена денежным штрафом (вирою).
Начинают различать и самое убийство: строже карается убийство умышленное, слабее — случайное в драке или в ссоре.
Смертная казнь в Русской правде
Смертная казнь существовала, но применялась редко; она была противна духу русского народа, и более широкое применение нашла себе значительно позже, под влиянием византийского права и татарских обычаев.
Не даром Владимир Святой ввел казнь для разбойников только по настоянию греческих епископов, указывавших ему, что князь поставлен «на казнь злым и на милование добрым». «Боюсь греха», мотивировал Владимир свое нежелание.
Мономах в Поучении к детям советует им: «ни сами не убивайте, ни другим не приказывайте убивать, хотя бы виновный и заслуживал смерть».
Еще в XIII в., уже при татарах, Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275г.), восставал против убийства волхвов, которых винили в тогдашних общественных бедствия; а двести лет спустя русские нравы огрубеют настолько, что новгородский архиепископ Геннадий станет советовать великому князю Ивану III, для искоренения ереси жидовствующих, руководиться примером короля испанского Фердинанда Католика, который как раз тогда учредил инквизицию и сжигал еретиков на костре.