Найти в Дзене

Реформы и путь становления Петра Великого (часть IV)

Оглавление

Внутренние реформы

В начале царствования Петра Россия была отсталой по сравнению со странами Западной Европы. Эта отсталость тормозила внешнюю политику и даже ставила под угрозу национальную независимость России. Поэтому целью Петра было как можно скорее обогнать развитые страны Западной Европы, чтобы как способствовать развитию национальной экономики, так и обеспечить победу в войнах за выход к морям. Разрушая сопротивление бояр или членов древней высаженной аристократии, а также духовенства и жестоко наказывая всех других противников его проектов, он инициировал серию реформ, которые в течение 25 лет затронули все сферы национального управления жизнью, промышленности, торговли, техники и культуры.

Города и регионы в период правления императора

В начале царствования Петра уже существовала некоторая экономическая дифференциация между различными регионами России, в городах ремесленники создавали малые предприятия, расширялось мелкосерийное производство, росли промышленные заводы и фабрики, в которых работали как наемные работники, так и крепостные крестьяне. Таким образом, возникла буржуазия, которая значительно выиграла от планов Петра по развитию отечественной промышленности и торговли. Особенно важной была реформа городской администрации.

https://www.moscovery.com/peter-the-great/
https://www.moscovery.com/peter-the-great/

Указом 1699 г. горожане (ремесленники и торговцы) были освобождены от подчинения военным наместникам губерний и получили право избирать свои муниципалитеты, которые подчинялись бы Московскому мэрию, или ратуше - совету великой купеческой общины столицы. Эта реформа была продолжена в 1720 г. с учреждением в Петербурге главного магистрата, которому подчинялись местные городские магистраты и выборные городские чиновники (мэры, бургомистры, советники, ратуши).

При этом все горожане делились между "завсегдатаями" и "общинами" (подчиненными). Заказные делились между двумя гильдиями: первая состояла из богатых купцов и представителей либеральных профессий (врачей, актеров, художников), а вторая - из ремесленников (классифицированных по профессиям) и мелких ремесленников. Купец принадлежал к первой или ко второй гильдии в зависимости от величины своего капитала, а те, которые были также изготовителями, имели особые привилегии, попадая под юрисдикцию Мануфактурной коллегии и освобождаясь от составления списков войск, от выборных ротаций и от воинской службы. Общины были наемными работниками, без привилегий завсегдатаев.

Благодаря реформам возросла экономическая активность и численность населения городов. Всем, кто занимался торговлей, было законно разрешено поселиться в городе и зарегистрироваться в соответствующей категории, а также существовало право "свободной торговли для людей любого ранга".

Провинции и округа

Для создания более гибкой системы управления центральной властью Россия в 1708 году была территориально разделена на восемь губерний, или правительств, каждое из которых подчинялось назначаемому царем правителю и наделено административными, военными и судебными полномочиями. В 1719 году эти губернии были распущены на 50 провинций, или губерний, которые, в свою очередь, были разделены на уезды. За переписью 1722 г., однако, последовала замена прежней очаговой повинности опросным листом, что вызвало волну народного недовольства, против которой Петр решил распределить армейские полки (освобожденные от действительной службы Ништадским миром) по гарнизонам по всей стране и обязать их содержание местное население к обязательному содержанию. Таким образом, появились "полковые округа", которые не совпадали с административными. Командиры полков, обладая собственной сферой юрисдикции и собственными требованиями, добавили еще один слой к и без того сложной системе местной власти.

Центральная власть

В период правления Петра средневековые и устаревшие формы правления уступили место эффективной самодержавности. В 1711 г. он упразднил боярскую думу, или боярский совет, и учредил декретом Сенат как высший государственный орган для координации деятельности различных центральных и местных органов, надзора за сбором и расходованием доходов, а также для разработки законопроектов в соответствии со своими указами. Военная дисциплина была распространена на гражданские учреждения, и в Сенате всегда дежурит офицер охраны. Кроме того, с 1722 года имеется генеральный прокурор, который следит за повседневной работой Сената и его канцелярии и выступает в качестве "глаза государя".

Когда Петр пришел к власти, центральные государственные департаменты были приказами, или управлениями, которых было около 80, функционировавшими в запутанном и разрозненном виде. Чтобы заменить большую часть этой устаревшей системы, Петр в 1718 г. учредил 9 "коллегий", или управлений, число которых к 1722 г. было увеличено до 13. Их деятельность была связана с нечестностью...

To be continued...