Сегодня я начинаю новую большую тему - СДВГ. Буду постепенно выкладывать собранные материалы и свои наблюдения. Тема очень сложная и немного пугающая тем, что это не пройдет. Однако не все так плохо: сдвг-шки талантливейшие дети, из них вырастают великие путешественники, полководцы, изобретатели, актеры и поэты. Их огромный потенциал нужно только мобилизовать.
И вы уже знаете Оксану Агееву, ее публикации всегда вдохновляют и многое разъясняют. https://vk.com/ourhomeedu?w=wall-116958555_28204
Особую ценность, как по мне, в данной статье представляет опросник. По нему можно провести первичную диагностику.
Что же такое СДВГ/СДВ на самом деле?
Очень интересная картина для меня, как человека, изучившего вопрос, записавшего вебинары, продающего их и получающего постоянную обратную связь. Некоторые люди и в России имеют представление о диагнозе, и те из них, которые столкнулись с синдромом и знали о нем, уже ждали вебинары и сразу их приобретали. От них я получила отзывы, что картина прояснилась, все встало на свои места, что теперь стало легче из-за понимания, что происходит с ребенком.
Через какое-то время, возможно, почитав отзывы, другие люди стали осторожненько так приобретать вебинары, многие по 1 части, но подавляющее большинство выкупили в итоге все 3, и тут пошла просто волна отзывов: "Так вот что это такое! Мы и понятия не имели, что СДВГ - это именно это, у нас совершенно другая картина была в голове! И у нас именно такое один в один! Ну надо же!"
Из этих отзывов я стала понимать, что неосведомленность в вопросе, что это это за расстройство, мешает получить помощь, в том числе информационную, тем, кто в ней явно нуждается. Кто-то спотыкается о слова "расстройство внимания". Нет, это не про нас, он у нас часами занимается тем, что сам выбрал, не оторвать. Он смотрит мультики, играет в игры, строит лего, рисует и т.д. Расстройство внимания - точно не про нас. Это он в школе отвлекается, это он уроки часами делает, постоянно прерываясь, но если бы это был СДВГ, он ведь ничего не делал бы сосредоточенно, правда же? Нет, неправда. Вы просто ничего не слышали про гиперфокус сдвгэшек. Это как раз типичная картина. Что ИМ надо, они делают прекрасно, а что ВАМ надо - не в состоянии.
Другие же претыкаются о Гиперактивность. СДВГ - значит бегает по потолку. Наш не бегает, значит с ним все в порядке. Но дело в том, что вместо гиперактивности может быть импульсивность. Это когда ребенок сначала делает, потом слышит от родителей или учителей, как надо было делать. Это когда знает, как надо, но в момент действия, выкидывает это из головы. Это когда выпаливает ответ, не подняв руку в классе. Перебивает, не дослушав. Выкрикивает в гневе кучу обидных слов, хотя в обычном состоянии так не думает. Не умеет проигрывать, не справляется с разочарованием. Снова и снова. И реально отличается от более сдержанных сверстников. А может не быть ни гиперактивности, ни импульсивности, просто этот ребенок имеет другие нарушения исполнительных функций, например, страдает прокрастинацией, у него короткая рабочая память и нарушено внимание. Ему трудно заставлять себя приступать к делу, сфокусированно над ним работать, доводить до конца, не отключаясь и не забывая, где он сейчас и куда движется. Не выкидывая из памяти все изученное, двигаясь без чрезмерных откатов. Не находясь в состоянии заторможенности и когнитивного тумана.
Самое главное, в чем выражается СДВГ - это в нарушении исполнительных навыков у человека. Привожу точный перевод списка кластеров, которые могут быть в различной степени и различных комбинациях нарушены у ребенка с СДВГ, взят из книги Сандры Риф "Как достигать и обучать детей с СДВГ и СДВ".
При СДВГ повреждены 6 важных кластеров (блоков):
1. Активация (самоорганизация, расстановка приоритетов, способность приступить к делу)
2. Фокус (фокусирование, удерживание и перемена внимания в работе над какой-то задачей).
3. Усилие (регуляция бдительности, умственной бодрости, включенности, продолжительности усилия и уровня производительности).
4. Эмоции (управление фрустрацией (разочарованием) и регуляция эмоций.
5. Память. Использование рабочей памяти и доступ к сохраненным ранее знаниям (активизация).
6. Действие (действие мониторинга и саморегуляции).
Получается, что СДВГ - это не когда хаотично мечется, а когда с ребенком трудно. Когда нарушена мотивация к учебе, нет сдержанности, когда не может себя заставить, когда зашел в интернет на минутку по делу, очнулся через 3 часа, а дело, за которым зашел, так и не сделано, когда психует и истерит, когда растягивает десятиминутное на два часа и т.д. и т.п. И вместо помощи и правильного подхода этот ребенок получает негатив, тонны негатива и обвинений, как будто это его личный выбор расти таким с рождения.
Однозначно, не все проблемы ребенка имеют под собой клинический СДВГ. У многих так или иначе могут быть повреждены лобные доли и страдать те или иные исполнительные функции. СДВГ это когда "все дети как дети, а мой-то, мой-то..." А если не дотягивает до диагноза, но проблемы есть, то решаются они точно так же, как и у тех, кто дотянул. Методы все равно те же, если мы говорим не о медикаментозном лечении, а о нем мы не говорим. Методы, которые применяются для коррекции поведения детей с СДВГ уже тем более хороши и подходят для здоровых детей, да и помочь должны быстрее. С СДВГ далеко не со всеми что-то работает...
Прикладываю опросник, по которому сейчас официально ставится диагноз детям. Достаточно набрать по 4 проблемных пункта из обеих девяток или же 7 в совокупности - повод заговорить о диагнозе.
а) Невнимательность
1) Не сосредоточивается на деталях, делает неумышленные ошибки в письменных заданиях.
2) Испытывает трудности при выполнении заданий, требующих продолжительного сосредоточения внимания.
3) Часто не слушает, когда к нему обращаются.
4) Не придерживается указаний и не выполняет до конца данные поручения и задания (однако не из-за намеренного отказа или непонимания задания)
5) Имеет проблемы с организацией деятельности и заданий.
6) Избегает, не любит или неохотно соглашается выполнять задания, требующие продолжительности сосредоточения внимания.
7) Теряет вещи, необходимые для выполнения задания или другой деятельности (игрушки, карандаши, книги и т.д.
8) Легко отвлекается на посторонние раздражители.
9) Забывчивый в повседневной деятельности.
б) Гиперактивность/импульсивность:
1) Суетливо двигает руками или ногами, постоянно находится в движении (даже когда сидит);
2) Встает со стула во время урока или в другой ситуации, когда требуется сидеть.
3) Бегает вокруг, везде залезает в ситуациях, когда требуется оставаться на одном месте.
4) Не умеет тихо, спокойно играть.
5) Действует, словно заведенный, как игрушка с включенным внутренним моторчиком.
6) Много говорит.
7) Отвечает, не дослушав до конца вопрос.
8) Не может дождаться своей очереди.
9) Перебивает других, вмешивается в разговор/занятие других людей.
Так что СДВГ - это именно это, а не то, что многие представляют себе, не миф, не выдумки фарминдустрии. Это реальность, с которой мы сталкиваемся. И не умея отличить расстройство от невоспитанности, часто не протягиваем руку помощи детям, которые живут, как могут, не в силах помочь себе сами.