Найти в Дзене

Признаки почерка и особенности корректирующих механизмов

Для того чтобы разобраться с проявлением механизмов коррекции в почерке, нужно рассмотреть как осуществляются эти коррекции в процессе исполнительного действия. При изучении исполнительного действия (Н.Д. Гордеева и др.) экспериментально было установлено, что в нем можно выделить три стадии. Упрощенно: программирование, реализация, контроль и коррекция (рис. 1). По мере формирования действия стадия программирования увеличивается, а стадия коррекции и контроля уменьшается. В хорошо сформированном действии стадия реализации по времени составляет 120-150 миллисекунд. Это, так называемое баллистическое движение, осуществляемое по ранее построенной программе. Контроль и коррекция присутствуют только в конце баллистического движения.

Рис. 1. Стадии несформированного (слева) и сформированного действия (справа)
Рис. 1. Стадии несформированного (слева) и сформированного действия (справа)

Эксперименты проводились по перемещению цели от точки к точке на экране монитора. Можно предположить, что при выполнении рукописи закономерности будут такими же. По времени выполнения баллистическое движение соответствует выполнению элемента рукописи. Другие стадии действия, вероятно, проявятся в нефиксируемых движениях и соединительных штрихах.

Почерковедам известно, что при подделке подписей, имеющих протяженные элементы, появляются признаки снижения координации и замедления темпа письма. С точки зрения рассматриваемой модели все закономерно. Владелец подписи выполняет ее в быстром темпе, т.е. каждый элемент «укладывается» в 120-150 мс и выполняется одним баллистическим движением. Подделыватель не может этого сделать. Если он будет выполнять движение в быстром темпе, то уменьшится точность, увеличится стадия контроля и коррекции, в подписи появятся протяженные соединительные или заключительные штрихи (рис. 2).

Рис. 2. Неподлинная подпись выполненная в непривычно быстром темпе
Рис. 2. Неподлинная подпись выполненная в непривычно быстром темпе

Если он замедлит темп, то одно протяженное движение распадется на несколько со своими стадиями программирования и контроля. В итоговой реализации это проявится в извилистой форме движений, изломах штрихов (рис. 3). Перечисленные признаки являются диагностическими.

Рис. 3. Росчерки поддельной подписи (слева) и подлинной (справа)
Рис. 3. Росчерки поддельной подписи (слева) и подлинной (справа)

Возникает вопрос, а могут ли быть выявлены идентификационные особенности, связанные с протеканием стадии коррекции и контроля у конкретного исполнителя? Да, могут. На рис. 4 показаны две буквы «в», выполненные разными исполнителями. Эталоном для них послужило начертание из норм прописей, но особенности при соединении разгибательного и сгибательного движений в надстрочной части букв у них разные. Т.е. на этапе формирования навыка выполнения этого элемента он разбивался на два движения, соединения которых попадали в фазу коррекции и контроля движений. У одного исполнителя закрепилось соединение с возвратным участком, у другого – с угловатым.

Рис. 4. Буквы «в» в почерке разных исполнителей
Рис. 4. Буквы «в» в почерке разных исполнителей

Аналогичные ситуации мы можем встретить и в подписях. На рис. 5 в петлевых штрихах также видны закрепившиеся в навыке особенности соединения движений. Хотя изломы и извилистость движений относят к диагностическим признакам, указанные особенности повторяются в подписях владельца и являются закрепленными в навыке проявлениями корректирующих механизмов при письме.

Рис. 5. Петлевые штрихи в подписях разных исполнителей
Рис. 5. Петлевые штрихи в подписях разных исполнителей