Найти тему

Проклятый гений эльфийского рода (часть 2)

Оглавление

Начало анализа здесь

https://pixabay.com/photos/grave-monument-stone-death-2625396/
https://pixabay.com/photos/grave-monument-stone-death-2625396/

Жадный мастер

Толкиен подробно остановился на природе Сильмарилов и их создании:

Пока не пройдет Солнце и не падет Луна, не будет известно, из какого вещества они были сделаны. Подобно кристаллу алмазов они выглядели и, тем не менее, были прочнее: несокрушимы, так что никакая сила в стенах этого мира не могла их повредить или сломать. И все же этот кристалл был для Силмарилов то же, что и тело для Детей Илуватара: домом для их внутреннего огня, что находится внутри и все же во всех его частях, и который и есть его жизнь. [...] Поэтому даже в абсолютной темноте Сильмарилы сияли своим собственным сиянием, как звезды Варды; и все же, как все живые существа, они радовались свету и принимали его, и возвращали его в оттенках, более прекрасных, чем прежде.

Толкиен вводит здесь новые и интригующие элементы. Прежде всего, этот отрывок поражает нас качествами самих Сильмарилов. Свет внутри них - не мертвая и бесчувственная вещь; скорее, он подобен духу детей Илуватара. Мы должны отметить это особенно потому, что позже клятва Фэанора возьмет на себя это их качество и будет подстёгиваться желанием обладать, которое вдохновляют Драгоценности.

Кроме того, этим описанием Толкиен устанавливает два центральных принципа характера Фэанора: его изолированность и жадность. Заметьте, что Фэанор не рассказывает ни одной душе, как были сделаны Сильмарилы. Как мы видели в последнем отрывке, он специально берется за это задание, потому что хочет сделать вещь, которая лучше, чем все остальные вещи - так что он держит изготовление Драгоценностей как секретный рецепт, никому не рассказывая о том, как он это делает, даже своему любимому отцу. В этом нет ничего необычного для Фэанора. В "Войне драгоценностей" мы читаем, что Фэанор был не только ремесленником: он был также искушенным лингвистом. Он разработал первую систему письма Эльдар и увлекался лингвистическими исследованиями. В тексте также сообщается, что он "вероятно знал [язык Валар] лучше, чем любое из молодых поколений, рожденных в Амане", но, к сожалению, он "сознательно скрывал свои знания" из обиды и недоверия к Валар. Начинаешь подозревать, что лучшим словом для описания великого мастера на самом деле является "мелочный".

Запутанное родство

Сейчас нужно вернуться и воссоздать жизнь Фэанора с момента его рождения в Валиноре и до того судьбоносного дня, в который он совершил самое чудовищное из предательств и сжег корабли в Лосгаре.

Фанор всегда был талантлив и горд этим, но он не всегда был одним из самых важных среди Нолдор. Первоначально Фэанор не был родственником ни одного из лордов Нолдор, а другие князья, Фингольфин, Финарфин, Фингон, Фелагунд, вообще не появлялись, ни в какой форме, ни под каким именем. В свое время Фаанор был единственным сыном эльфа по имени Бритвар; позже, в черновике под названием "Очерк мифологии", Фэанор становится вторым сыном Финна, в то время как Фингольфин - старшим, а Финнвег - младшим, и здесь они родные, а не сводные братья. Однако Толкиен почти сразу же изменил порядок рождения, сделав Фэанора старшим. К этому черновику прилагается также текст, представляющий потомков Финна, в котором впервые относительно полный раздел описывает семь сыновей Фэанора, которые только недавно появились на свет в черновике с пометкой "Сказка Гилфанона: трудолюбие нордоли".

Сдвиги в семье Фэанора значительны, поскольку они иллюстрируют растущую сложность повествования в сознании Толкиена. И эта сложность, как мы увидим, является семейной, политической и богословской.

Со временем отцом Фэанора становится Финве, и развивается тесная связь между отцом и сыном. Фэанор "быстро рос, как будто внутри него горел тайный огонь, и он был высоким, прекрасным лицом и талантом, и он стал из всех Нолдор самым тонким по сердцу и разуму, и самым искусным по рукам". При этом "он становился все более похожим на Финве в фигуре и лике": оба были сероглазыми и имели "темные вороньи волосы".

Когда Мириэль решает окончить свою жизнь после того, как она израсходовала свой дух на то, чтобы дать жизнь Фэанору, Финве и Фэанор становятся ближе перед этим горем, дежуря по очереди у ее телесной оболочки. К сожалению, это не продлится долго: "Во время своей скорби Финве было мало утешения от сына. Какое-то время он также бдил у тела матери, но скоро опять полностью ушел в работу над своими произведениями и изобретениями". Опять же, мы видим самопоглощение Фэанора и его склонность к самоизоляции в работе. В результате его отец остается одиноким и лишенным поддержки и утешения. Несмотря на это, в тексте все же отмечается, что "его отец был для него дороже, чем Свет Валинора и все бесподобные дела его рук: и кто из сыновей, эльфийских или человеческих, ценил своих отцов более?".

Брошенный матерью

Отношения Фэанора с матерью были сложными:

"Фэанор любил свою мать очень сильно, хотя единственное, что у них было общего в характерах, - это упрямство. Он не был нежным. Он был гордым и горячим, и на сопротивление своей воле отвечал не тихой стойкостью матери, а яростным негодованием. Он был неугомонен и душой, и телом, хотя, как и мать, мог без остатка погружаться в произведения тончайшего мастерства рук; но многие вещи он оставил незавершенными. "Фэанаро" было его материнским именем, которое Мириэль выбрала, предвидя импульсивный характер сына (оно означало "пламенный дух"). Пока она жила, своими мягкими советами она могла смягчать и сдерживать его. Ее смерть стала для Фэанора непреходящим горем, и, хоть и посредственно, стала главной причиной его последующего катастрофического влияния на историю Нолдор".

Признание Мириэль движущей силой в жизни сына (о чем мы поговорим чуть позже) показывает, насколько она понимала его и его мотивы, но также точно знала, что соблазнит и заставит его заблудиться, скорее всего, потому, что сама пережила многие из тех же испытаний. Мы видим их похожие темпераменты в упрямстве Мириэль, держащейся за свое решение не возвращаться к жизни с мужем и сыном.

Когда Финве решает снова жениться, и Валар держат совет, будет ли это разрешено, поскольку Мириэль технически не умерла, Фэанор в ярости, несмотря на то, что "не зафиксировано, что он присутствовал на Дебатах или не принял во внимание причины, приведенные в решении, или его условия, за исключением одного момента: что Мириэль была приговорена остаться навсегда бестелесной, так что он никогда больше не сможет навещать ее или разговаривать с ней, если только сам не умрет". Обратите внимание на формулировку его рассуждений. Его не волнует, что его мать так страдала в жизни, что вернуться к ней было бы невозможно. Его не волнует, что его отец потерян, одинок и нашел в Индис утешение и возможность счастья. Он даже не пытается понять аргументы Валар или даже самой Мириэль. Все, что его волнует, это то, что она больше не принадлежит ему.

Поэтому он "обиделся на счастье Финве и Индис и был враждебен к их детям еще до их рождения". Это и есть начало разделения в семье Финве. Действительно, "многие видели последствия этого разделения в доме Финве, считая, что если бы Финве пережил свою утрату и был бы доволен отцовством своего великого сына, то судьба Фэанора сложилась бы иначе и великая скорбь и зло были бы предотвращены". Конечно, это означало бы огромную потерю в других отношениях, ибо "потомки Индис были велики и славны, и если бы они не родились, то история Эльдар была бы беднее". Это разделение станет только более ясным по мере развития истории, особенно когда Фэанор обвинит своих сводных братьев в измене, а затем бросит их в Лосгаре.

Отношения Фэанора с его женой, Нерданелью, не намного лучше. Сначала он любит ее за ее ум и неповторимое мастерство и даже склонен учиться у нее какое-то время. Однако с годами они отдаляются друг от друга, и к моменту изгнания Фэанора из сердца Валинора Нерданель предпочитает остаться с Индис, а не сопровождать мужа. Она, как и Мириэль, смягчает грубые углы Фэанора и советует ему проявлять терпение и мягкость, пока продолжаются их отношения. В конце концов, однако, Фэанор отталкивает даже её, отвергая её советы и идя прямо вопреки.

Продолжение здесь