Найти в Дзене
Мария Прилепская

Психически здоровые на месте сумасшедших: эксперимент Розенхана

Фото взято с открытого источника
Фото взято с открытого источника

Что будет, если совершенно здоровые люди случайно попадут в клинику для душевнобольных? Удастся ли им убедить персонал больницы, что они не сумасшедшие? Этим вопросом задался психолог Дэвид Розенхан в 1973 году. Результаты эксперимента шокировали всех, включая автора эксперимента.

Розенхан и семь его коллег, прибегнув к небольшой лжи, пытались проникнуть в разные психиатрические больницы США. Это были не случайные люди: три психолога, педиатр, психиатр, художник и домохозяйка. Во избежание узнавания, они подделали свои имена и места работы, но это и все — в остальном они сохранили свою биографию в неприкосновенности.

Фото взято с открытого источника
Фото взято с открытого источника

На примере психиатра псевдопациенты утверждали, что слышат голоса, которые будто бы произносят слова «пустой», «полый» и «стук». Слова эти были выбраны не случайно. Они могли бы говорить о проявлении кризиса, но не психоза. Ни на что иное псевдопациенты не жаловались.

Добившись своей цели – попав в 12 разных лечебниц в США, в том числе и в сельских районах, – пациенты вели себя как обычно, ничего не симулируя и не изображая. В записях после эксперимента персонал называл их дружелюбными и отзывчивыми.

Псевдодиагнозы

У 11 псевдопациентов была диагностирована шизофрения, а у одного — маниакально-депрессивный психоз. Интересно, что ни у кого из персонала, включая врачей, не вызвало сомнений то, что перед ними психически нездоровые люди. Но нашлись и те, кто обнаружил подсадных уток. Это были настоящие пациенты, которые не единожды утверждали, что перед ними люди, которые просто проводят исследования.

Фото взято с открытого источника
Фото взято с открытого источника

В условиях эксперимента было прописано, что участники пытаются выбраться из больницы самостоятельно. Хотя на случай форс-мажора у них, конечно, был телефон юриста. «Пациентов» пичкали препаратами, которые они смывали в унитаз, – так, впрочем, делали и настоящие пациенты.

Розенхан и его коллеги признались, что в лечебнице не могли избавиться от чувства гложущей их тоски и утраты себя. Персонал мог в любое время обыскать их личные вещи, относился к пациентам как к вещам и легко обсуждал их в их же присутствии.⤵️