Найти тему

Философские корни экстремизма или чем нужно дополнить список экстремистских материалов

Как известно, Николай I запретил работу философского факультета МГУ, заявив, что «польза философии сомнительна, а вред очевиден». Целью Царя было лишить революционеров легальной площадки для привлечения новых соратников.

Когда появляется социально-мировоззренческое (философское) учение, которое поддерживает, защищает и обосновывает законность интересов определенной социальной группы, то появляется и экстремизм. Тот экстремизм, который утверждается в качестве идеологии истеблишмента (класса, сословия, правящей группы, и т.п.) обычно называют «нравственными нормами человечества», «общечеловеческой моралью», патриотизмом, «добропорядочностью».

Экстремизм содержится в любом философском учении, не только в религиозных вероучениях. Раньше экстремизм назывался простым русским словом «вольнодумство».

Приведу примеры дискурсов, которые содержат признаки экстремизма:

От Неомарксизма и Франкфурсткой школы до Левого терроризма

В 1972 году философ-неомарксист Герберт Маркузе был приглашен на телевидение для интервью по поводу захлестнувшей в те годы ФРГ волны леворадикального экстремизма. Ему был задан вопрос, почему будущие экстремисты Андреас Баадер и Гудрун Энслин, сидя в тюрьме за поджог, читали там в большом количестве работы корифеев Франкфурстского института социологических исследований Эриха Фромма и самого его - Герберта Маркузе.

«Я все еще считаю себя марксистом, а марксизм порицает все формы терроризма» ответил идеолог Новой Левой. На вопрос, не является ли философия Франкфурстской школы неким сырым материалом для роста экстремизма Маркузе так и не ответил ничего определенного.

Философия Мартина Хайдеггера как моральное оправдание криминала

Другой наиболее мощной «экстремистской» философией в начале двадцатого века была феноменология и философия экзистенциализма. Если феноменология Эдмунда Гуссерля и раннего Хайдеггера в своих лозунгах («К самим вещам!» «Освободиться от всего психологического и опытного в познании!») была экстремистской гносеологией, то дазайн-аналитика, онтология Хайдеггера была просто анаболическим стероидом для выращивания экстремистов.

Хайдеггера считали непонятным, а свою философию Хайдеггер считал непонятой и говорил, что его начнут понимать лет через 200-300. Однако при этом, он является самым цитируемым философом двадцатого века. В своей фундаментальной работе «Бытие и время», впервые опубликованной в 1926 году Хайдеггер дает анализ способов человеческого существования. Люди существуют двумя способами (в двух модусах): в модусе подлинности (собственного существования) и неподлинности (несобственного существовния, das Man). Неподлинносуществующие люди погрязли в «толках», «любопытстве» и «двусмысленности». Подлинносуществующие существуют в экзистенциалах «понимания», «расположения» и «речи». Толки – это болтовня, уход от серьезных и экзистенциальных тем: смысл жизни и смерти, устройство мира и общества, свобода и т.п. Размышления на эту тему вызывают у людей экзистенциальную тревогу (Angst), то есть тревогу, которая является неотъемлемой частью человеческого существования, так как человек заброшен в этот мир случаем, смысл его жизни неопредлен и «смерть есть всегда моя неотвратимая возможность». «Любопытство повсюду и нигде», любопытство – это стремление забыть себя и заглушить экзистенциальную тревогу. Двусмысленность – это способ восприятия (как сказал бы психолог), точнее установка восприятия интерпретировать события, рушащие мировоззрение неподлинно-существующих людей в редукционистском ключе. Задача опять же избавиться от тревоги. Наиболее простой и распространенный пример: «мышление/поведение другого ненормально, потому, что он ведет себя/думает не так как я. Эта идея проходит красной линией через всю философию двадцатого века. Дальше следует совершенно «экстремистская» идея: человек может обрести самость, восстать из «срыва», «падения» в неподлинность, если он осознает конечность собственного существования, экзистенциал смертности. Только пройдя через экзистенциальную тревогу, осознав свою смерть, человек может избрать свой собственный путь, стать сильной личностью, свободной от экзистенциальной тревоги и всякого страха.

Что же это означает «вспомнить о смерти»? Усердно и много работать, чтобы выбиться в люди (Американская мечта), служить стране, чтобы сделать карьеру (Патриотизм), «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына (Христианство) – все это исходит от безличного в человеке (das Man) и является проявление неподлинного способа существования. Что же подлинно? Остаться ВНЕ всего этого. Как? Стать грабителем или киллером.

-2

До Хайдеггера с обвинительным заключением массовому обществу выступил испанский философ Ортега-и-Гассет. Двадцатый век по Ортеге – это время восстания масс, которые возводят свою тупость, посредственность и духовную слабость в право. Массы сидят в кафе и болтают, чтобы не коснуться серьезных тем, ходят в театр, поглощая низкопробные произведения массовой культуры и, при этом, считают всех, кто не интегрирован в их массовую культуру ненормальными, экстремистами и т.п.

Если Маркузе и Фромм были учениками Фрейда и Маркса, то экзистенциальные психиатры Людвиг Бинсвангер и Медард Босс были учениками Фрейда и Хайдеггреа. Фрейд разрывал отношения со своими учениками, как только они создавали свои теории личности. Бинсвангер – единственный ученик Фрейда, с которым он сохранял дружеские отношения до конца жизни. Бинсвангер был основным предтечей движения Антипсихиатрии. Он обвинял в экстремизме мышление добропорядочных представителей современного общества, а также научное мышление. Первый тип мышления – это узость, второй тип мышления – это редукционизм. Когда люди объясняют все узким набором готовых основопонятий – это не что иное, как экстремистский тип мышления. При этом сами они, естественно, считают ненормальными тех, кто превзошел их понятия. Важно то, что Бинсвангер пришел к таким выводам, наблюдая поведение и изучая мышление больных шизофренией.

Идеи Бинсвангера были впитаны первым идеологом Антипсихиатрии психиатром Рональдом Лэйнгом. Лэйнг показал паталогичность семейных отношений, в которых прибывают люди, еще более радикально доказывал ненормальность «общечеловеческих ценностей», «человеческого типа мышления», обнажил природу человеческого насилия, заложенного практически во всем том, что считается добром. Одной из наиболее распространенных форм насилия по Лэйнгу является «насилие, именуемое любовью». В 1967 году Рональд Лэйнг и его коллега антипсихиатр Дэвид Купер устроили в Лондоне конференцию, на которую съехались будущие наиболее известные европейские экстремисты (будущие бойцы RAF). В 1970 году Гелдербергский психиатр Волфганг Губер был уволен за свои леворадикальные политические взгляды. Его пациенты захватили ректорат медицинской академии и Губер был восстановлен на роботе. В феврале 1970 года эти люди образовали Социалистический Коллектив Пациентов. В 1975 году 6 членов Коллектива, требуя у правительства ФРГ освободить из тюрем их соратников из RAF захватили и взорвали (из-за штурма) посольство ФРГ в Стокгольме. Выжившие жертвы были на стороне террористов. Это дало почву для того, чтобы верные слуги режима буржуазные психологи сделали карьеру на новоиспеченном понятии «стокгольмский синдром». В действительности террористы просто напросто побеседовали с заложниками и объяснили им собственные мотивы.

На этом история философских предпосылок экстремизма не исчерпывается и ее изложение, вероятно, будет продолжено.

-3