С начала кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, прошло больше месяца. Самое время сделать первые выводы о том, как малый и средний бизнес справляется с обрушившимися на него вызовами.
Судя по отчетам банков, дела идут не очень хорошо. Прибыль большинства бизнесменов снизилась на 20–30 %. Больше всех пострадали сферы:
- туризма;
- развлечений и массовых мероприятий.
В первом случае потери составили до 79 % прибыли. Во втором — 64–65 %.
Но есть те, кто сумели адаптироваться к новым реалиям. Я узнал, как им это удалось, и сейчас расскажу об этом тем, кто хотят повторить их успех.
Диверсификация
Ответом на вопрос «Как сохранить бизнес в условиях пандемии?» может стать расширение ассортимента товаров и услуг. Приведу пример. Потеряв больше 97 % прибыли, одна из питерских кондитерских сетей предложила доставку куличей на дом к Пасхе. То есть она:
- нашла актуальный продукт,
- предоставила услуги доставки.
Это помогло ей получить приемлемый доход в условиях пандемии COVID-19. По моему мнению, онлайн-продажи способны стать спасательным кругом, который так необходим малому бизнесу в 2020 году.
Выход на новые рынки
Его нужно искать тем, кто производят пригодную для экспорта продукцию. Но в этом деле важна осмотрительность. Эксперты предупреждают: расширение и изменение цепочек поставок может повлечь валютные риски. Прежде чем что-то предпринимать, лучше обратиться за советом к представителю банка. Он поможет найти оптимальный путь на другие рынки.
Государственная и банковская поддержка
Хоть российский Центробанк не захотел раздавать деньги россиянам, говорить о банкротстве малого бизнеса из-за коронавируса пока рано. У его представителей есть минимум 5 способов снизить финансовую нагрузку в условиях уменьшения торгового оборота. Это:
- кредитные каникулы;
- льготное кредитование;
- беспроцентные ссуды на зарплаты;
- удешевление эквайринга;
- отсрочка уплаты налогов и страховых взносов.
Кредитные каникулы
Компании, чьи коды ВЭД входят в список наиболее пострадавших от коронавируса, имеют право запросить отсрочку платежей по кредитам на срок от 3 до 6 месяцев. Для этого нужно обратиться в банк, МФО или иную финансовую организацию, которая выдала заем, и подать соответствующее заявление.
Льготное кредитование
Любая компания из реестра МСП (малого и среднего предпринимательства) может оформить новый заем или провести рефинансирование старого на более выгодных условиях под 8,5 %.
Беспроцентные ссуды на зарплаты
Банки предлагают предпринимателям брать кредиты под 0 % на выплату заработной платы. Деньги придется вернуть. Зато ключевой персонал останется в штате и продолжит работать.
Удешевление эквайринга
По состоянию на конец апреля 2020 года онлайн-магазины платят банкам за обслуживание покупок по картам не больше 1 %. Это дает возможность получить дополнительный капитал, так необходимый малому бизнесу, который умирает из-за коронавируса.
Отсрочка уплаты налогов и страховых взносов
Ею могут воспользоваться компании, которые понесли наибольший ущерб от пандемии. Отсрочить налоги можно на срок до года. Учитывая, что они поглощают значительную часть прибыли, это очень хорошая новость для предпринимателей. У них есть шанс адаптировать бизнес к новым реалиям и рассчитаться по старым долгам.
Радикальные меры
Все перечисленные выше способы спасения малого бизнеса, который вот-вот рухнет из-за коронавируса, слабо связаны с реформированием. Они всего-навсего способствуют снижению нагрузки. Но некоторые эксперты предлагают более радикальные методы:
- Сокращение любых расходов, не оказывающих влияния на качество бизнеса.
- Уменьшение штата. Это непопулярная мера. Однако в условиях пандемии COVID-19 рабочие места нужно оставить только тем, без кого невозможно удержаться на плаву.
- Отказ от должников. Если в вашем списке партнеров есть компании, которые задерживали выплаты даже в спокойные времена, в разгар пандемии с ними лучше попрощаться навсегда. Вряд ли они смогут вовремя платить по счетам. Избегайте работы в долг. Помните: ваша доброта может стоить вам бизнеса.
- Ликвидация лишних активов. Все, что не используется для профильной деятельности, нужно продать, сдать в аренду или реализовать любым другим способом. Каждый актив должен генерировать прибыль. Если он это не делает, пришло время от него отказаться.
Крайней мерой для малого бизнеса, который больше всех пострадал от коронавируса, станет своевременная ликвидация. Не стоит удерживать компанию на плаву до тех пор, пока она окончательно не обрастет долгами по кредитам. Лучше взять себя в руки и закрыться, чтобы своевременно рассчитаться с заемщиками. Хочу обратить внимание: в таком случае все имущество достанется вам, а не кредиторам. С его помощью можно начать новый, более актуальный в условиях пандемии бизнес.